Почему менеджеры вживаются в роль «плохого парня»
Руководитель, когда начинает устраивать разносы или увольнять людей, на своей шкуре узнает, что такое непопулярностьЭти люди делают всю грязную работу, за которую вряд ли кто поблагодарит. Их главная задача – найти способ не сорваться и хорошо работать на фоне чужого негодования и обиды. «Утомительно быть «плохим парнем», – делится Дженнифер Ли Магас, которая на прошлой работе уволила десятки людей, будучи юристом по трудовому праву и сотрудником кадрового департамента. Один из увольняемых в сердцах швырнул в нее бумажной коробкой. Другой пустил в ход кличку Терминатор. Негатив она сглаживала, подрабатывая в свободное время юридическими консультациями и материально помогая малообеспеченным семьям.
Кто-то обнаруживает, что слишком чувствителен или нарциссичен для роли мальчиша-плохиша. Но хуже всего приходится людям с развитой эмпатией. Например, Майк Эллис был управляющим нового завода по производству окон. Он лично нанимал сотрудников и верил, что бизнес будет расти и развиваться. Вместе с коллегами он играл в софтбол, пока через несколько лет не стал «плохим парнем» – владелец решил закрыть завод. «Мне выпало донести эту новость и вдоволь наслушаться восклицаний вроде «Как же так! Почему ты ничего не сделал?». Под гнетом ответственности Эллис обратился к членам мужской группы по изучению Библии. Они помогли ему понять, что взлеты и падения – дело нормальное, неподвластное нам и нужно пройти через это.
Качества, приносящие успех и нравящиеся людям, – это две разные вещи, рассуждает Джеффри Пфеффер, профессор Стэнфордской школы бизнеса и автор книги Leadership BS о том, какие черты и стили поведения ведут лидеров к победе. Многие начальники – доминирующие личности, привыкшие расправляться с несогласными. Как-то на его семинаре один генеральный директор принялся расписывать, как ему больно выгонять сотрудников на улицу, и предупредил студентов: «Хотите нравиться – заведите собаку». Кое-кто просто надевает личину «плохого парня», чтобы сделать неприятное дело. Джонатан Балкели, топ-менеджер и инвестор, уволил уже восемь основателей компаний и гендиректоров как инициируя банкротство, так и пытаясь спасти различные бизнесы.
«Сколько раз я уже играл «плохого парня»!» – говорит Балкели. Каждый раз он немного нервничает. «Люди в ответ начинают чудить, перестают с тобой общаться или со всех ног убегают из офиса. В общем, ничего приятного», – резюмирует он. Балкели старался задолго до увольнения сотрудника дать ему почувствовать, что тот не справляется с работой. Он рассказывает, что подбирал весомые и ясные аргументы и репетировал речь на тему, почему этот сотрудник и именно эта работа несовместимы.
Извлечь выгоду из негатива
Профессиональные спортсмены часто сталкиваются с негативным отношением к себе, говорит спортивный психолог Патрик Кон. Вместо того чтобы позволить упрекам и глумлению повлиять на уверенность в себе, многие используют поражения как источник сил и адреналина, чтобы отработать качества, нужные для победы.
Себя он видит чуть ли не спасителем – он вызволяет людей из ситуации, в которой им явно трудно работать: «Речь не о том, будут ли тебя любить, а о том, чтобы быть честным. Если ты честен и открыт, людям могут не нравиться твои слова или поступки, но они не усомнятся в твоей открытости».
Сотрудники, способные донести плохие новости и непопулярные решения до коллег, нужны во многих компаниях. Менеджеры, которые боятся охлаждения отношений, нанимают консультанта. Тот и сообщает их подчиненному, что пора собирать вещи, или же предупреждает о несоответствии, рассказывает Дэвид Льюис, президент консалтинговой компании Operations Inc: «Без таких людей не обойтись даже на корпоративных вечеринках, чтобы поумерить радость слишком загулявших и присмотреть за любителями выпить».
Когда компания Boardroom Сары Хайнер, занимающаяся книгопечатанием, осваивала технологии онлайн-публикаций и новые каналы маркетинга, сотрудников пришлось обучать новым навыкам. Провести внедрение новой культуры поручили директору по технологиям Джозефу Сейберту. Раньше он трудился в Viacom и помог многим компаниям снизить издержки и обновить стратегии. «У меня была классическая карьера «плохого парня», – вспоминает он. – Если кто-то не хотел изменяться, что же, его можно предупредить, можно дать письменный документ или устно объяснить, что ему следует изменить. Но если он упорствует, я советую от него избавиться». Утешается Сейберт тем, что предъявляет к себе не менее жесткие требования и учится чему-то новому по нескольку раз в год.
К сотрудникам он относится уважительно и дружелюбно, но остерегается обзаводиться дружескими связями. В начале карьеры он заводил друзей на работе, вспоминает 56-летний Сейберт, но потом решил, что слишком велик риск конфликта интересов. Чтобы побороть стресс, Сейберт делает физические упражнения, медитирует, ест здоровую пищу и занимается с друзьями хобби вроде фотографии и парными гонками на ускорение. Немало удовлетворения ему приносит лицезрение обновленной компании, которая начинает больше зарабатывать и создавать новые рабочие места.
Многие «плохие парни» ищут спасения в благотворительности. Рони Чамберс во время корпоративных поглощений уволила сотни людей как директор по кадрам. Заслышав ее шаги, коллеги прятались по офисам. Ее даже поместили на обложку местного журнала в виде темного силуэта с топором. Позже она уволила сама себя, занялась волонтерством и встала во главе общественной организации Career Innovation Partners, помогающей людям найти работу. Она помогла и некоторым своим бывшим коллегам, что несколько ее утешило.
WSJ, 13.10.2015, Антон Осипов