Что продадут на 14-м аукционе Vladey

Предаукционная выставка в фонде культуры «Екатерина» показывает, как современное искусство становится классикой – в буквальном смысле золотой
Классика (Вадим Сидур. Из цикла «Препараты», 1968, 35 000 евро) соседствует с новыми работами (Александр Цикаришвили. «Садовод», 2019, 8000 евро)
Классика (Вадим Сидур. Из цикла «Препараты», 1968, 35 000 евро) соседствует с новыми работами (Александр Цикаришвили. «Садовод», 2019, 8000 евро) / Андрей Гордеев / Ведомости

Предаукционная выставка такого уровня была невозможна еще несколько лет назад, когда Vladey только выходил на рынок, рискнув занять на нем пустующую нишу. Дело в том, что торги русского искусства с точки зрения больших домов (Christie’s и Sotheby’s) невыгодны, процент продаж очень маленький, поэтому и внимание к русским вещам незначительное. Этой ситуацией и воспользовался основатель знаменитой в 1990-х московской галереи «Риджина» Владимир Овчаренко, создав в 2013 г. первый в России аукционный дом и начав привлекать внимание коллекционеров к отечественному современному искусству. Аукционы Vladey проводятся дважды в год (нынешний уже 14-й), продажи стабильно растут, повышается доверие клиентов, а вместе с ним и уровень выставляемых работ.

На осенних торгах – 2019 Овчаренко представил работы российских художников начиная с 1960-х гг. Самые ранние – Лидия Мастеркова (начальная цена от 6000 евро за графическую композицию до 70 000 евро за коллаж на ткани), Вадим Сидур (от 8000 евро за вырезанную на линолеуме графику до 35 000 евро за скульптуру) и Лев Нусберг (от 8000 евро за графическую «Волну в серо-магнитном поле»). Живой классик Виктор Пивоваров представлен несколькими работами, включая недавние, например превосходную живописную «Нежность» 2016 г. (эстимейт – 25 000 евро). А цены на небольшую пивоваровскую графику 1990-х начинаются от 5000 евро.

Отдельный зал отдан «поколению «Ассы» – художникам, работавшим в 1980-е и 1990-е гг. Помимо международной звезды Тимура Новикова здесь можно увидеть работы «русского Баския» Олега Котельникова (от 6000 до 10 000 евро) и две небольшие картинки Виктора Цоя (эстимейт обеих – 8000 евро). До того как стать рок-звездой, он успел поучиться в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова и Художественно-реставрационном училище №  61, которое окончил как резчик по дереву. Представленные на выставке раскрашенные фотографии в стиле поп-арт (одна – со Шварценеггером) – свидетельство того, что Цой мог бы стать и звездой художественной сцены.

Поколения разнесены по этажам: к старшим надо подняться, а в залах на первом выставлены молодые художники – например, регулярные участники аукционов и любимцы публики Егор Кошелев и Кирилл Кто. Но покупателей на этом аукционе пока больше привлекают классики. «Когда художники провели большую часть жизни в профессии, то коллекционер может оценить качество их работ в течение всего творчества. Проще выбрать топовые работы», – признается меценат и коллекционер Игорь Цуканов, чьему собранию может позавидовать любой российский музей современного искусства. «А с молодыми это не всегда удается, это риск. Оценить молодых художников с точки зрения их перспективы – сложная работа, я этого не умею. Я создавал коллекцию, когда понимал, что могу купить лучшие 10–15 работ за всю жизнь художника», – поясняет Цуканов.

Впрочем, спрос растет не только на уже умерших художников. Так же обстоят дела и с распавшимися дуэтами. Совместные работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского стоят дороже, чем их сольное творчество. «Купальщица» Дубосарского из серии «Говорит и показывает ФБ» (о том, что художнику сегодня не очень-то нужны натурщицы – открыл ленту Facebook и рисуй себе) выставлена за 22 000 евро. А гигантское полотно Дубосарского и Виноградова – зарисовка коллективной памяти, заставка «Мосфильма» из цикла «Ускользающая реальность» – оценивается в 100 000 евро. Напротив выставлена «Деревянная карта» молодого художника Нестора Энгельке (взятого в компанию старших за схожие масштаб и тематику). Она сделана в технике топорописи – на дереве выдолблена карта нашей страны, внизу разбросаны щепки (очень вкусно пахнет древесиной, начальная цена 8000 евро). А по центру того же зала расставлены объекты Ростислава Лебедева, в том числе знаковый для всего соц-арта красный параллелепипед «Сделано в СССР» (от 20 000 евро).

Классика (Вадим Сидур. Из цикла «Препараты», 1968, 35 000 евро) соседствует с новыми работами (Александр Цикаришвили. «Садовод», 2019, 8000 евро)
Олег Котельников. «Ура!», 1988, 10 000 евро / Андрей Гордеев / Ведомости

Лоты, художники, цены на аукционе Vladey

78 художников представлены на предаукционной выставке
122 лота выставлено на продажу
100 евро – минимальный эстимейт (за трогательный реди-мейд «Собачка» Вовы Марина, больше похожий на лисичку)
150 000 евро – максимальный эстимейт (за фрагмент инсталляции Виталия Комара и Александра Меламида)
10 000–15 000 евро – средняя стартовая цена. Помимо традиционных продаж «с молотка» в покупках можно участвовать онлайн или по телефону из любой точки мира
1 млн евро собрали предыдущие осенние торги аукционного дома Vladey
75 000 евро стоила самая дорогая работа предыдущих торгов «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» Дмитрия Врубеля. Это авторская уменьшенная копия самой известной работы художника, масштабной росписи, известной как «Братский поцелуй» (1990), которая украшала сохранившуюся часть Берлинской стены

Среди дорогих лотов – работы 1990-х гг. Олега Васильева (от 90 000 евро) и Валерия Кошлякова (от 70 000 евро). Им выделен отдельный зал с камином, на котором невольно тоже ищешь этикетку – мало ли чья инсталляция.

«Этот аукцион – вторичный рынок, произведения, прошедшие проверку временем, – говорит Овчаренко. – И 1960-е, и 1970-е привлекают повышенное внимание, но мы всегда находим интересные произведения, созданные в последние годы». Перепродажи составляют 80% лотов, оставшиеся 20% – новые работы. Но Овчаренко надеется продать все. «Коллекционеры и специалисты оценили высокий уровень аукциона, многие признают его лучшим в истории Vladey. Много топовых имен и исторических работ», – гордится аукционист.

«Я был приятно удивлен подбором работ. Я редко сейчас покупаю на аукционах, ко мне приходят работы из частных коллекций – люди знают, что меня интересует. Последний раз я на Sotheby’s не нашел ничего, что меня интересует. А в этот раз есть минимум три работы, на которые я буду претендовать. Но если я скажу, какие это работы, это привлечет внимание других коллекционеров и они обойдутся мне дороже», – признается собиратель.

Предаукционная выставка в фонде культуры «ЕКатерина» открыта до торгов, которые пройдут 26 ноября