Кто купит место в музее

В течение недели 27 работ современных художников можно увидеть на предаукционной выставке в филиале ММОMA в Ермолаевском переулке
«Либо хорошо, либо плохо» – одна из трех работ Ирины Кориной, выставленных на аукцион
«Либо хорошо, либо плохо» – одна из трех работ Ирины Кориной, выставленных на аукцион / Пресс-служба аукциона Off White

Художник должен попасть в музей, а музеи хотят получить современное искусство. Но не всегда могут себе его позволить. Процесс закупок в государственные учреждения сложен, бюджет ограничен, а на систему документооборота жалуются практически все музейные работники.

Эрмитаж, например, не мог позволить себе «Черный квадрат» Малевича. Пока его не купил в 2002 г. благотворительный фонд Владимира Потанина и не передал в дар музею.

Частным образом

Случай с Малевичем – яркий, но далеко не единичный. Главным источником пополнения музейных коллекций в России все чаще становятся частные лица, банки, ассоциации и благотворительные фонды. Новые экспозиции, временные выставки и образовательные проекты тоже зачастую создаются либо полностью на частные средства, либо с их помощью.

В этом смысле Off White – совсем новый инструмент. Аукцион проводится в шестой раз, но первые три года выручка шла в благотворительный фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», помогающий детям с особенностями развития. Теперь деньги пойдут в фонд поддержки современного искусства Cosmoscow. Его учредили всего два года назад. У него три основных направления работы: поддержка свободного творчества художников, содействие образованию в сфере современного искусства и пополнение музейных коллекций. Иначе говоря, это и есть та дверь, через которую современный художник может войти в серьезный музей.

Но каждый год – в разный. В 2017 г. свой отдел новейших течений пополнила Третьяковская галерея, куда ушли с аукциона три работы Андрея Кузькина: фрагмент инсталляции, фотодокументация разных перформансов, объединенная в один проект, и многочасовая видеодокументация перформанса, где художник ходит по кругу в застывающем бетоне (радикальное искусство вполне поддается архивированию). В прошлом году партнером Off White был ГМИИ им. Пушкина, в коллекцию которого попало пять работ Таус Махачевой, чьи произведения уже хранятся, например, в лондонской Tate Modern. На этот раз аукцион проводится в пользу Московского музея современного искусства (ММОМА).

Кураторы и роскошь

У аукциона и выставки есть кураторы – Николаус Шафхаузен, известный в России по работе на 6-й Московской биеннале современного искусства (2015), и Алексей Масляев, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела ММОМА. «Как любая профессиональная деятельность, труд художника должен оплачиваться, – говорит Масляев. – Поэтому я считаю важным, чтобы авторы, которые определяют себя в пространстве современного искусства, имели возможность зарабатывать деньги своими работами и на эти средства жить». Но на вопрос, есть ли у него ставки по продажам, куратор отвечает неожиданно – признается, что совсем не думал об этом. Это главное отличие кураторского аукциона: произведения отбираются не из-за своего экономического потенциала, а под заявленную тему.

В этом году тема – «Больше, чем роскошь». Ее можно было представить множеством разных способов: действительно роскошными вещами, былым величием, кичем, произведениями на тему денег и финансов, предметами с личным, символическим значением. И кураторы показали почти все из вышеперечисленного, заметив в каталоге аукциона, что «именно умение выделять разные значения роскоши отличает хорошего коллекционера».

Стартовая цена лотов – от 2000 до 8000 евро. Большинство работ предоставлено самими художниками без посредников в виде галерей (отличный пример горизонтальных связей в благотворительной среде).

Что на продажу

Выставка проходит на 3-м этаже образовательного центра ММОМА в Ермолаевском переулке. В небольшой зал без тесноты спокойно помещаются 27 работ, отобранных для аукциона.

При входе зрителей встречает скульптура «Империя» Олега Кулика – потрепанный и исхудавший лев из полимерной глины, позолота которого практически стерлась.

Из звезд 1990-х представлены также Виноградов и Дубосарский: их работа из серии «Химки-лайф», написанная размытой акварелью, напоминает снимок воспоминаний из детства.

Еще один герой той же эпохи – Андрей Бартенев – выступает в качестве фотомодели для журнала «Цветы». «Бартенев как перформативный художник редко имеет подобного рода материальные формы репрезентации своего творчества, и я очень рад, что эта работа присутствует на аукционе», – говорит Масляев.

Но кураторский акцент все же сделан не на художниках 1990-х, а скорее на звездах нового поколения, в том числе из республик бывшего СССР, которые работают на тонкой грани кича и национального колорита. Азербайджанский художник Фархад Фарзалиев выставил игрушечного тигра, сшитого из одежды, купленной на вещевых рынках Баку. Ута Бекая из Грузии показывает видео «Слепой король», где, нарядившись в костюм с элементами национального орнамента, общается с золотой рыбкой. А самая дорогая работа на аукционе (оценочная стоимость – 8000–9000 евро) – видео Таус Махачевой «Пространство торжества» с роскошным убранством дагестанской свадьбы. Кстати, видеоарт в случае продажи передается покупателю просто – флешка в красивой коробочке и подписание документов на одну копию. Работа переходит в собственность коллекционера и, как владелец, он может передавать ее на экспозицию в музеи.

«Мне бы не хотелось называть фаворитов, так как выставка и аукцион как события сами по себе много значат. Каждый из этих лотов достоин того, чтобы попасть в замечательную коллекцию», – считает основатель фонда Cosmoscow Маргарита Пушкина. Тем не менее аукцион покажет, в какую сторону движется рынок и какое современное искусство выбирают сегодня музеи.

Предаукционная выставка продлится до 10 июня.