Зачем в ГМИИ им. Пушкина лошадь висит
На выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» классики современного искусства представлены лучшими работами«Задуманная как диалог, экспозиция объединяет работы, выбранные не столько по определенным историческим, формальным или концептуальным критериям, сколько по велению сердца», – комментирует выбор произведений для выставки художественный директор Фонда Louis Vuitton Сюзанн Паже.
Тем не менее не вполне и не сразу очевидно, что это все-таки диалог, что проект фонда задуман именно как продолжение открытой по соседству выставки-оммажа братьям Щукиным. Что это не просто «спасибо» за привезенных три года назад в только что открытое здание Фонда Louis Vuitton в Булонском лесу московских и питерских Ренуаров, Дега, Сезаннов, Гогенов. И не только попытка представить пусть и идеальное, но всего лишь частное собрание, созданное за 12 лет и выросшее из личной коллекции хозяина империи LVMH Бернара Арно.
Мы отвыкли от жанра просто «избранного», принятого 30–40 лет назад, и ищем концептуальную логику в этой насыщенной шедеврами экспозиции – в Галерее европейского и американского искусства XIX–XX вв. ГМИИ выставка занимает 20 залов из имеющихся 26. И лишь третий этаж отдан архитектору Фрэнку Гери, построившему теперь уже знаменитое деконструктивистское здание фонда. Но на двух этажах действительно собраны crème de la crème классики современного искусства: Джакометти, Ив Кляйн, Герхард Рихтер, Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Бертран Лавье, Кристиан Болтански, Пьер Юиг. Они представлены лучшими своими периодами и вещами. И чем интенсивнее и глубже вы проникаете в это совершенно преобразованное выставкой пространство, тем вернее убеждаетесь, что все это, созданное с середины прошлого столетия до сегодняшнего дня, отражает адекватную и репрезентативную картину истории современного искусства. А у его истоков в самом деле стояли художники, которых собирали Щукины, недаром создатель МоМА Альфред Барр считал первым современным художником Клода Моне.
Прямая связь от него идет, таким образом, к Альберто Джакометти, его поздним вещам, начиная с «Большой женщины II» (1960) – эта самая крупная у Джакометти скульптура, открывающая московскую выставку, была задумана для площади перед банком Chase Manhattan.
Сюжет Джакометти развивается в отдельном зале, где среди прочего обнаруживается «Женщина Венеции III» (1956–1957), одна из шести фигур, выставленных в 1957 г. на Венецианской биеннале, когда Джакометти наконец согласился стать художником швейцарского павильона. Изучая этот выразительный ансамбль – а в Москву привезли и «Голову на стержне» (1947), и «Троих идущих» (1948), и «Падающего человека» (1950), – можно попытаться понять, как Джакометти работал. Лепил на металлический прут гипс слоями, с готовой работы делал отливку – и так в случае, например, с «Женщиной Венеции», 10 раз. Он фиксировал не изменения одной и той же скульптуры, а разные ее состояния, потому что всякий раз принимался за работу с нуля. Александра Данилова, заведующая отделом искусства XIX–XX вв. ГМИИ и сокуратор выставки, считает, что эта работа очень рифмуется с недавно прошедшей в Пушкинском музее выставкой Лондонской школы. Конкретно с Фрэнком Ауэрбахом, который каждый раз стирал красочный слой и наносил его заново, переживая экзистенциальный опыт и стремясь к идеалу, которого не достичь.
Вместе с Джакометти выставку открывает Ив Кляйн со знаковой работой «Антропометрия. Без названия» (1960), в которой собраны маркирующие его творчество открытия: прославленный кляйновский IKB (International Klein Blue – «Интернациональный синий Кляйна») – введенный им в употребление синтетический ультрамарин – и «живые кисти», которыми написан гигантский холст. «Живые кисти» – это тела моделей, участвовавших в перформансе Кляйна в марте 1960 г., когда под написанную им «Монотонную симфонию тишины» три обнаженные девушки окунали тела в краску и ложились на холст. Оставляя отпечатки своих тел и вырывая таким образом произведение за пределы неодушевленного мира.
Эта выставка дает вам возможность сделать открытия. Понять, например, что Жан-Мишель Баския, чьи привезенные сейчас работы были одной из первых покупок Фонда Louis Vuitton, – вовсе не стрит-артист, а серьезный художник, использовавший язык уличного искусства для разговора о главных вещах. И увидеть «ржавеющую» на глазах «алхимическую» живопись одного из главных учеников Йозефа Бойса по Дюссельдорфской академии художеств – Зигмара Польке: смешав на холсте масло, сок индиго и спиртовой лак, он запустил процесс окисления, идущий нон-стоп. Можно близко рассмотреть абстракции другого ученика Бойса, Герхарда Рихтера, чью серую, почти монохромную живопись однажды выставляли в Еврейском музее и центре толерантности. Но здесь как раз его яркие вещи и среди них «Гудрун» (1987), в которой сформулированы мысли художника о терроризме и репрессиях: Гудрун Энслин была одним из четырех погибших лидеров немецкой леворадикальной группы «Фракция Красной Армии».
Здесь обнаруживается еще много таких попыток поставить точку в финале трагедии. При всем удивительном чувстве юмора Маурицио Каттелана его чучело лошади, подвешенное под сводами галереи («Баллада о Троцком», 1996), есть не что иное, как напоминание о тщетности революций и их трагическом исходе. Еще одна точка – 12-часовое видео Кристиана Болтански с японскими колокольчиками (Animitas, 2014), снятое от рассвета до заката в пустыне и напоминающее о жертвах диктатуры Пиночета, которым чилийцы устанавливают в пустыне Атакама импровизированные алтари.
Все это требует времени – какие-то произведения имеют даже обязательный тайминг. «Путешествие, которого не было» (2005) Пьера Юига (историю о поисках в Антарктиде пингвина-альбиноса и острова, появившегося из растаявших льдов) надо досмотреть до конца и понять, был ли, собственно, пингвин. Необходимо высидеть в шезлонге положенные Мариной Абрамович 45 минут («Обновитель астрального баланса», 2000). Пока вы медитируете, слушая метроном, ваше сознание обновляется, как на сеансе психоанализа: художник сделал все, чтобы искусство работало на вас.
до 29 сентября