Как изменился кинофестиваль «Зеркало»
Международный форум имени Андрея Тарковского прошел в нескольких городах Ивановской областиВздумай международный кинофестиваль «Зеркало» составить собственную книгу рекордов, ее наверняка открыло бы достижение молодого режиссера Кантемира Балагова – единственного на сегодня дважды лауреата здешнего гран-при. В позапрошлом году дебютанта Балагова наградили за «Тесноту», и вот теперь его «Дылда», отмеченная каннским знаком качества, победила на «Зеркале» перед самым выходом в национальный прокат.
«Дылда» и соперники
«Дылда» прибыла в Иваново из Сочи, где не была допущена до конкурса по этическим соображениям, поскольку у нее с фестивалем оказался общий продюсер – Александр Роднянский. Показанная в формате спецсобытия, «Дылда» не повлияла на сочинский призовой расклад, однако самим своим появлением уценила конкурсную программу «Кинотавра», оказавшись выше на голову. Ее победа на «Зеркале» тоже была предсказуема, даром что соревновалась она не с лучшими образцами отечественного авторского кино, а с чужестранными арт-фильмами, прежде показанными (и даже премированными) на других фестивалях, в том числе престижных. Тем не менее, ни норвежская психодрама «Слепое пятно», ни немецкий экзерсис о кризисе среднего возраста «Тридцать», ни израильская семейная драма «После моего ухода», ни другие соискатели ивановских почестей не были фильму Балагова ровней.
Из общего скромного ряда, над которым возвышалась «Дылда», выбивался только «Красный», созданный партнерскими усилиями Аргентины, Бельгии, Бразилии, Германии, Франции и Швейцарии. Совокупные вложения шести стран видны на экране: ретроистория злоключений аргентинского адвоката лишена привычных для арт-кино примет свирепой бюджетной скромности. Беньямину Найштату, режиссеру и сценаристу в одном лице, удалось не только воскресить латиноамериканскую провинцию 1970-х, но и почти на два часа увлечь зрителей несколько путаным рассказом о ее колоритной жизни, так что решение наградить «Красный» за режиссуру выглядит вполне разумным. С мнением жюри согласился в своей заключительной речи и новый президент «Зеркала» – режиссер Сергей Бодров.
Три президента
На своем пока что коротком веку ивановский фестиваль успел повидать двух президентов и сейчас обрел третьего. Сначала этот пост ненадолго заняла актриса Инна Чурикова: ее причастность к миру Андрея Тарковского, чье имя носит фестиваль, подтверждалась совместной работой с мастером над спектаклем «Гамлет» в «Ленкоме». Чурикову сменил режиссер Павел Лунгин, который в сотрудничестве с Тарковским замечен не был, но в силу своего авторитета в отечественной индустрии и европейской известности возглавил фестиваль его имени с полным правом. При нем «Зеркало», формально оставаясь ивановским фестивалем, из эстетических соображений перебралось в Плес – с факультативными десантами кинематографистов в областную столицу, которая довольно быстро перестала ощущать этот фестиваль своим и нужным.
Ребрендинг
Пейзажи Плеса, который стал модным адресом отдыха москвичей, представляют собой, конечно же, гораздо более элегантные декорации для фестиваля арт-кино, чем ивановская обыденность. Однако новый глава области Станислав Воскресенский, заработавший большую любовь местного населения пуском скоростного поезда «Ласточка» до столицы и обратно, посчитал нецелесообразным содержать на деньги местного бюджета фестиваль в формате интеллектуально-увеселительной тусовки для гостей. Таким образом, был сформулирован запрос на обновление, и ответом на него стал ребрендинг «Зеркала», осуществленный продюсером Константином Шавловским.
Количество программ сократилось: все показы уместились в двух залах кинотеатра «Лодзь» и были спланированы так, чтоб сеансы не растаскивали зрителей в разные стороны и те могли без суеты удовлетворить собственные интересы. У сахалинского фестиваля «Край света» позаимствовали успешный опыт Q&A (разговора авторов со зрителями после показа в формате вопросов–ответов). Алексей Агранович, генеральный продюсер «Края света», представивший (как актер) в Иваново фильм «Юморист», смог убедиться, что не избалованные умными разговорами ивановцы могут даже дать фору сахалинцам: из духоты битком набитого зала он не мог вырваться часа два.
Внеконкурсную программу украсил цикл «Костюм в кино»: его составили фильмы разных эпох (от «Аэлиты» Якова Протазанова до «Нирваны» Игоря Волошина), где работа художника по костюмам стала мощной опорой авторского замысла. Показы завершались диалогом-комментарием художника Надежды Васильевой и киноведа Петра Багрова. Интеллектуальную жизнь фестиваля обогатил лекторий «Картина мира». Здесь выступили антрополог Илья Утехин, фольклорист Светлана Адоньева и философ Артемий Магун: в течение недели они приезжали из двух столиц в Иваново с просветительскими целями и этих целей достигали.
Принципиальной особенностью обновленного «Зеркала» стало его подключение к областной жизни. Церемонию открытия провели в скромном Юрьевце, где в военные годы жил с мамой и сестрой маленький Андрей Тарковский и где сейчас жизнь по-стариковски тиха и лишь слегка оживает летом с прибытием отдыхающих. Безмятежную приволжскую тишь взорвали композитор Игорь Вдовин и гитарист Юрий Каспарян, представившие на открытии программу «Симфоническое «Кино» (песни Виктора Цоя, оркестрованные Вдовиным).
Кроме того, фестиваль разработал новый общественно-полезный формат «Кино на колесах»: режиссер Александр Золотухин, заручившись поддержкой критика Ярослава Забалуева, колесил по области (Вичуга – Фурманов – Кинешма – Юрьевец – Кохма) со своим фильмом «Мальчик русский» и после показа отвечал на вопросы зрителей. Индустрия доставки, в последнее время ставшая важной приметой нашей жизни, была, таким образом, приспособлена для культурных нужд. Эксперимент оправдал себя: оказалось, что между не самым простым фильмом и зрителем, которого принято называть простым, никаких преград нет. По результатам зрительского голосования, определявшего победителя в российской конкурсной программе «Свои», лучшим стал именно «Мальчик русский», и это справедливо.
«Зеркало» изменилось в лице, не прибегая к хирургическому вмешательству, и передача фестивальной власти новому первому лицу также прошла бесконфликтно. Эту демократическую процедуру дополнительно украсил приз «За вклад», торжественно врученный главным фестивальным отборщиком Андреем Плаховым экс-президенту Павлу Лунгину.