«Кинотавр» поощрил дебютанта

Как раздал призы главный национальный кинофестиваль
Кадр из фильма «Бык»
Кадр из фильма «Бык» / ВГИК Дебют

На 30-м российском кинофестивале «Кинотавр» в момент подведения итогов настал час «Быка». Несмотря на наличие в призовом регламенте специального приза за лучший дебют, жюри во главе с Константином Хабенским поступило радикально и присудило главную награду также дебютанту – еще недавно танцовщику, затем студенту-вгиковцу и вот теперь режиссеру Борису Акопову за криминальную драму «Бык». Акопов, родившийся в 1985-м, знает про 1990-е, о которых рассказывает в фильме, из вторых рук и не очень много. Это знание, если судить по экрану, умещается в установленных официальной пропагандой рамках. Однако у «Быка», при всей его содержательной скромности, есть герой и есть нерв, а у начинающего автора – несомненная одаренность, темперамент и острый глаз. Так что призовой аванс, выданный жюри, выглядит сколь щедрым, столь и оправданным: жюри поощрило талант и от имени отечественной индустрии возложило на него большие надежды. Кроме всего прочего, 30-летие «Кинотавра» совпало со 100-летием ВГИКа, и награда фильму, сделанному в объединении «ВГИК-Дебют», стала заодно и подарком главному киноинституту страны.

Здесь, однако, все не так просто. Во-первых, известно, что начинающий режиссер Акопов работал над «Быком» в условиях, максимально и не вполне обоснованно приближенных к спартанским. Во-вторых, сейчас меняются правила финансирования дебютных фильмов, и привилегированной кастой в очереди за государственными милостями становятся юные выпускники, получившие бесплатное режиссерское образование. То есть выпускники ВГИКа и потенциальные клиенты «ВГИК-Дебюта». Нововведение игнорирует не только практику советского кино, где в режиссуру шли и достигали в ней успехов люди с жизненным опытом, но и пренебрегает здравым смыслом, поскольку затрудняет путь в профессию многим талантливым людям и, по сути, обкрадывает будущее нашего кино. Недоброжелатели склонны усматривать в происходящем лоббистские действия вгиковского руководства, и жюри «Кинотавра» недвусмысленно высказалось против таких перспектив: приз за лучший дебют был вручен Анне Пармас, которая еще в прошлом веке выучилась на инженера, а затем преуспела в сочинении сценариев для кино и телевидения и клипов группы «Ленинград».

В трех конкурсных фильмах из пятнадцати был занят Александр Кузнецов, и было бы несправедливо, если бы жюри прошло мимо такого повышенного внимания индустрии к молодому актеру. Тем более, что роль чоповца с поэтическими склонностями в драме Александра Лунгина «Большая поэзия» (приз за лучшую режиссуру) оказалась работой, действительно достойной награды. Известная актриса Виктория Толстоганова количественно уступила коллеге – у нее в программе было всего два фильма: «Гроза» Григория Константинопольского и «Выше неба» Оксаны Карас. Оба были показаны в последний день и каждый оказался не лучшим в биографии своего автора. Однако роль женщины, скрывающей слабость за показной властностью, остро переживающей подступивший возраст и вынужденной сегодня платить за ошибки прошлого, стала усилиями и талантом актрисы Толстогановой в союзе с режиссером Карас самостоятельным художественным достижением, которое совершенно справедливо отмечено наградой за лучшую женскую роль.

Сочи