На Берлинале наградили фильмы, в которых политическое определяется через личное

Главный приз получила израильская картина «Синонимы»
Главный приз, «Золотого медведя», выиграл фильм Надава Лапида (на фото) «Синонимы»
Главный приз, «Золотого медведя», выиграл фильм Надава Лапида (на фото) «Синонимы» / Fabrizio Bensch / Reuters

Жюри 69-го Берлинского кинофестиваля во главе с Жюльетт Бинош удалось сделать удивительно здравый выбор. Вопреки тенденции последних лет награды получили картины, в которых, как и было заявлено в теме фестиваля, политическое – именно личное, а кинематограф определяет, а не обслуживает актуальную повестку.

Главный приз, «Золотого медведя», выиграл фильм Надава Лапида «Синонимы» – история болезненной ассимиляции молодого израильтянина в Париже, смелое критическое высказывание о родине и о чужбине, которые для главного героя парадоксальным образом становятся синонимами.

Гран-при удостоилась лента Франсуа Озона «С божьей помощью» – многофигурное полотно, в центре которого трое мужчин, ставших жертвами сексуального насилия в католической школе и годы спустя не побоявшихся начать борьбу с системой.

«Серебряный медведь» за лучшую режиссуру достался самому сложному и необычному фильму конкурса – «Я был дома, но», своеобразной попытке представительницы «берлинской школы» Ангелы Шанелек переосмыслить язык кинематографа.

Приз Альфреда Бауэра с формулировкой «за новые перспективы в киноискусстве» вручили немецкой картине «Бунтарка», рассказывающей о недостатках системы образования, которая по-прежнему не выработала механизмы, помогающие адаптироваться в обществе человеку с особенностями развития.

«Серебряного медведя» за лучший сценарий получила итальянская социальная драма «Пираньи». Призы за лучшую мужскую и лучшую женскую роль достались актерам Юн Мэй и Ван Цзичунь, сыгравшим в китайской семейной саге о последствиях культурной революции «Прощай, сын мой». «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения вручили оператору норвежского фильма «Пора уводить коней» Расмусу Видебаку.