Что покажут на 13-м «Амфесте»
В Москве, Петербурге и еще 14 российских городах начался фестиваль американского киноВ Москве, Петербурге и еще 14 российских городах начался 13-й фестиваль американского кино (Amfest). Он дает возможность увидеть и услышать реальную Америку, а не ту, которую показывают голливудские блокбастеры
Традиционный осенний «Амфест» интересен и важен, во-первых, тем, что привозит американские независимые фильмы, которые все реже доходят до нашего проката. Хотя как раз это кино представляет Америку на крупнейших международных фестивалях, будь то Канны, Венеция или домашний «Санденс», открывающий новых звезд. А во-вторых, «Амфест» – редкая возможность посмотреть на большом экране американское кино без дубляжа, с субтитрами.
Новая классика
Специальным событием фестиваля станет показ уже вошедшего в историю кино «Донни Дарко» Ричарда Келли (2001). Донни Дарко собирался поступать в университет, но вместо этого сдает вступительные в рай, когда в его комнату влетает турбина развалившегося в воздухе самолета. Воображаемый друг Фрэнк – двухметровый кролик с железными зубами – сообщает Донни, что мир перестанет существовать через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. Осталось решить, чей именно это мир. Фильм пленяет странной, дико- ватой и поэтической красотой. Она в каждом кадре, в каждом движении юного Джейка Джилленхола, сыгравшего свою первую важную роль – отрыв от реальности ровно в тот момент, когда она становится особенно интенсивной.
При этом программа «Амфеста» – не задумчивый артхаус, а по большей части зрительское кино, в том числе жанровое и со звездами. В страстном мюзикле «Звезда родилась» играет Леди Гага. В романтической комедии «Голая Джульетта» можно увидеть Итана Хоука в роли рок-музыканта, внесшего оживление в отношения меломана и его подруги. В «Человеке на Луне» – Райана Гослинга в роли астронавта Нила Армстронга (эта картина Дэмьена Шазелла только что соревновалась в Венеции).
Среди других хитов – отсвечивающая кострами ку-клукс-клана взрывная комедия Спайка Ли «Черный клановец» и режиссерский дебют актера Пола Дано «Дикая жизнь» – ретро-драма с горящими лесами Монтаны и семейным очагом, угасающим на глазах быстро взрослеющего домашнего мальчика.
Сквозь музыку и огонь «Амфест» протягивает анфиладу голосов и жизней еще и во времени: от культовой «Комнаты» (2003) Томми Вайсо к его новейшей дилогии «Товарищи на века». От рубежного фильма нового тысячелетия «Донни Дарко» (2001) Ричарда Келли до победителя нынешнего «Санденса», смешного и нежного «Неправильного воспитания Кэмерон Пост» Дезире Акхаван.
Действие «Неправильного воспитания» разворачивается на заре 1990-х. Кэмерон Пост (Хлоя Грейс Морец) и ее однокашники ведут обычную школьную жизнь, ходят на занятия, выполняют домашние задания, отправляются в поход. Только их интернат изолирован от внешнего мира. Мальчики и девочки воспитываются в консервативных традициях. Однополое влечение понимается здесь как опасная слабость и подвергается сомнительной терапии, которая показана в фильме не только с пугающими, но и с комическими подробностями.
Еще один лауреат «Санденса» в программе «Амфеста» – «Нэнси» Кристины Чоу. Героиня фильма – 30-летняя брюнетка с лунным лицом Пьеро – надевает накладной живот, врет, что скоро родит, и верит в собственную ложь как в единственную истинную картину мира. Она едет к родителям исчезнувшей девочки, представляется их дочерью и постепенно наносит на себя чужую жизнь как грим – пока грим не срастается с кожей.
Ричард Линклейтер: гуляли, болтали
Традиционная ретроспектива на 13-м «Амфесте» посвящена режиссеру Ричарду Линклейтеру. На большом экране снова можно будет увидеть его трилогию о трех возрастах любовников в исполнении Итана Хоука и Жюли Дельпи. Хроника их свиданий начнется в летнем Париже «Перед рассветом» в 1994 г. «Перед закатом» они с дружелюбным любопытством встретятся девять лет спустя. «Перед полуночью» они в Греции и у них почти нет времени друг на друга – дети, друзья, супружеская привычка. Почти 30 лет канули туда же, куда обрывки разговоров, утренние эрекции и гражданские позиции. Но пока ночь не поглотила все остальное, они улизнут и выпустят пар, немного облезлые, но по-прежнему умеющие фокусироваться друг на друге, как на себе самих. Но все же главное в ретроспективе не эти очаровательные и многословные прогулки сквозь время жизни, а портрет самого времени за работой – фильм «Отрочество», получивший три «Золотых глобуса» и берлинский приз за режиссуру. Сюжет прост донельзя: мальчик растет. На протяжении 12 лет его лицо, тело и пластика меняются. На экране метаморфоза занимает три часа, за это время волосы на голове зрителя отрастут в среднем на 0,08 мм.
«Соллерс-Пойнт» Мэттью Портерфилда – неожиданно тихий фильм о молодом рассерженном мужчине. Он пытается жить честно под домашним арестом, искать работу, ладить с отцом. Но собаку у бывшей подружки придется украсть – как запретную роскошь побыть счастливым.
В романтическом роуд-муви «Мы, койоты» молодые Аманда и Джейк путешествуют в Калифорнию с божьими коровками, останавливаясь лишь для того, чтобы разругаться с родней, провалить собеседование, быть ограбленными и потанцевать.
Совершеннолетие требует кровавой жертвы от героя фильма А. Дж. Эдвардса «Кто в пятницу родился». А рассказ об этих печальных событиях требует повествовательных разрывов, нервности и поэтических трэвелингов камеры. Режиссер работал редактором на фильмах Терренса Малика и усвоил некоторые формальные приемы классика, но очистил их от пафоса.
В картинах «Амфеста» жизнь аккуратно, стежок к стежку, прошита повседневностью. Которая на зависть легко дается даже начинающим режиссерам. Американскую повседневность можно застать на заднем сиденье автомобиля, но ее отлично видно и поверх лобового стекла, и в пробежках, и за сигаретным дымом. Или в диком лесу, где ищут спасения от душной цивилизации отец и дочь-подросток – герои фильма Дебры Граник «Не оставляй следов».
Даже «Человек на Луне» при всей его героике соткан из повседневности астронавта Нила Армстронга – из тех мгновений жизни, которые принято пропускать в остросюжетном кино.
Фестиваль американского кино продлится до 30 октября