Как в Зальцбурге уживаются радикальное искусство и традиционные ценности меломанов

Старейший музыкальный фестиваль, несмотря на врожденную элитарность, сегодня вполне демократичен
Асмик Григорян, спевшую заглавную партию в спектакле Ромео Кастеллуччи, уже признали идеальной Саломеей
Асмик Григорян, спевшую заглавную партию в спектакле Ромео Кастеллуччи, уже признали идеальной Саломеей / Ruth Walz / Salzburger Festspiele

С приходом на пост интенданта Маркуса Хинтерхойзера Зальцбург вернул себе репутацию самого актуального музыкально-театрального форума Европы. Теперь туда снова можно ехать не только для того, чтобы в роскошных декорациях барочного города послушать звезд в компании состоятельных меломанов со всего мира, но и чтобы увидеть, чем живет сегодня оперный театр, восхититься тем, как здесь умеют собирать идеальные постановочные команды. Как из отдельных спектаклей топовых режиссеров выстраивается целостная вселенная, как сталкивается старая и новая музыка, старая и новая публика.

В чем там ходят

Зальцбургский фестиваль – старейший в мире, за 98 лет своего существования разросшийся до гигантских размеров. Сейчас это 42 дня, 206 событий – опера, драма и концерты, 18 площадок, 60-миллионный бюджет (в евро) и больше 220 000 зрителей со всего света. Несмотря на врожденную элитарность, летний форум сегодня вполне демократичен, а публика здесь в целом моложе, чем в крупных оперных домах. С одной стороны, даже на утренние концерты (в 11 часов утра тут, как и вообще в Европе, часто проходят программы экстра-класса – лучшие оркестры мира с лучшими дирижерами) принято являться при полном параде: модные наряды, платья в пол, украшения, костюмы; среди жителей региона популярны национальные костюмы, а это значит, что мужчины приходят фактически в шортах (костюм может купить любой желающий в одном из местных бутиков, если, конечно, не пожалеет 300–400 евро). С другой – тут запросто можно на вечернем спектакле встретить, например, главу «Комише опер» Барри Коски в мятой футболке, соломенной шляпе и кедах.

Вообще, один из главных бонусов Зальцбургского фестиваля – это атмосфера. Здесь на спектакли приходит мировая режиссерская и интендантская элита, можно запросто обнаружить за соседним столом в уличном ресторанчике Кшиштофа Варликовского (в программе – «Бассариды» в его постановке), сфотографироваться на площади с Чечилией Бартоли, неожиданно быть ослепленным новым образом Анны Нетребко или столкнуться на мосту с перекусывающим на бегу Саймоном Рэттлом (подставьте любое другое имя). Три главные площадки фестиваля – Дом Моцарта, Скальный манеж и Большой фестивальный зал – выходят на площадь Макса Рейнхардта, перед началом спектакля там царит праздничное оживление, да такое, что даже сложилась совершенно удивительная традиция: туристы приходят просто поглазеть на нарядную толпу, хотя ясно, что именно в это время шанс увидеть знаменитостей невелик. А вот если получится занять место в «Треугольнике» – легендарном ресторанчике по соседству, где отмечают окончание серии спектаклей, то увидеть можно всех.

Откуда столько русских

Русская речь звучит в Зальцбурге все чаще. Присутствие музыкантов из России – начиная от Ойстраха и Гилельса, заканчивая Гергиевым, Кремером, Афанасьевым, Соколовым, Хворостовским и многими другими – всегда было весомым. Но в прошлом году случился настоящий прорыв. Впервые в истории фестиваля на постановку пригласили оркестр из России: Теодор Курентзис с MusicAeterna делали с Питером Селарсом «Милосердие Тита» Моцарта и дали серию концертов. Владимир Юровский руководил постановкой «Воццека». Марис Янсонс делал «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, где блистали солисты Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов и Ксения Дудникова. Там же взошла звезда солистки Мариинского театра Евгении Муравьевой. А в «Аиде» с Риккардо Мути процент русских исполнителей и вовсе создавал впечатление о превосходстве русской школы над итальянской: Анна Нетребко, Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов, Дмитрий Белосельский.

Второй год подряд музыканты из России входят в число главных ньюсмейкеров фестиваля, подтягивая за собой и российскую публику. Курентзис со своим оркестром представляет сейчас полный цикл симфоний Бетховена, и русская публика составляет значительную часть его фан-клуба в Зальцбурге. Цикл этот был распродан сразу подчистую, и достать билеты даже у перекупщиков было практически невозможно.

Что сколько стоит

Вообще же билеты на фестиваль вполне доступны, особенно если спланировать поездку заранее: в ноябре, после объявления программы, они поступают в продажу и из любой страны можно послать заявку с датой, указанием концерта/спектакля и желательного ценового диапазона (опера – от 30 до 430 евро, концерты – в среднем от 15 до 220 евро).

Совершенно бесплатно можно приобщиться к фестивалю на площади у собора, где на гигантском экране показывают спектакли и концерты прошлых лет, а если повезет, и что-то из премьер. Еще один приятный бонус поездки – возможность остановиться на пару дней в Вене или Мюнхене, откуда до Зальцбурга около двух часов на поезде и где всегда есть что посмотреть.

Про что поют

Сочетание художественной бескомпромиссности и буржуазной респектабельности, родовой черты фестиваля, умело использует Маркус Хинтерхойзер, наследник легендарного интенданта Жерара Мортье, отвечавший в его бытность за концертные программы. Он мыслит глобальными категориями и лейтмотивы выбирает соответствующие. В прошлом сезоне размышляли о власти, тема нынешнего года – страсть, одержимость. Она насквозь пронизывает оперную программу. В «Саломее» Штрауса иудейская царевна требует голову Иоанна Крестителя на серебряном подносе. В «Пиковой даме» Чайковского герой одержим тайной трех карт.

Второй год Хинтерхойзер приглашает представителей радикального лагеря режиссуры: Ромео Кастеллуччи поставил сложный символистский пазл, в центре которого восхитительная Асмик Григорян, уже признанная идеальной Саломеей. Ханс Нойенфельс, известный постановкой «Лоэнгрина», где действовали крысы, превратил «Пиковую даму» в гимн смерти. Благодаря этой опере на Зальцбургском фестивале дебютирует целый ряд российских певцов: Игорь Головатенко (Елецкий), Владислав Сулимский (Томский), Оксана Волкова (Полина), Василиса Бержанская (Маша), а Евгения Муравьева из Мариинки, заменившая в прошлом году Нину Штемме в партии Катерины Измайловой, полюбилась Янсонсу и теперь поет Лизу.

Новый объем смыслов репертуарные хиты обретают в соседстве с менее очевидными названиями. Рациональное и иррациональное сплетается в «Коронации Поппеи» Монтеверди, которую Хинтерхойзер называет «историей абсолютно аморальной и жестокой». А буквальной иллюстрацией идеи одержимости стали «Бассариды» («Вакханки») Хенце в постановке Кшиштофа Варликовского.

Иного рода страсти, с положительным зарядом, в «Итальянке в Алжире» Россини с Чечилией Бартоли в главной партии. Веселый спектакль, перекочевавший в летнюю программу из Троицына фестиваля, пополнился участием Ильдара Абдразакова. Спектаклем для семейного просмотра оказалась и «Волшебная флейта», решенная в стиле «сказки на ночь».

Как ломают шаблоны

Концертная жизнь развивается в нескольких параллельных, дополняющих друг друга процессах. «Духовные увертюры» начались со «Страстей по Луке» Кшиштофа Пендерецкого, в свое время поразивших советскую публику не меньше, чем Jesus Christ Superstar. На Зальцбургском фестивале всегда было много современной музыки. Для продолжения цикла «Время с...» Хинтерхойзер выбрал фигуры ленинградской затворницы Галины Уствольской и классика новейшего музыкального авангарда Беата Фурера. Не обязательно быть знатоком, чтобы погрузиться в черные бездны неуютного мира Уствольской или новую звуковую реальность Фурера, отраженные в далеких и близких ассоциациях.

Но и традиционных радостей на фестивале предостаточно. Афиша по-прежнему полна звездных имен: люди годами (а то и десятилетиями) приезжают сюда, чтобы услышать Григория Соколова и Маурицио Поллини, Евгения Кисина и Андраша Шифа. В числе новых любимцев – Даниил Трифонов и Игорь Левит. Оркестровые программы составляют особую роскошь: Риккардо Мути, Кент Нагано, Андрис Нельсонс, Эса-Пекка Салонен, Франц Вельзер-Мёст, Марис Янсонс, Уильям Кристи, Жан-Кристоф Спинози – практически вся мировая дирижерская элита ежегодно выступает в Зальцбурге. И только здесь можно утром услышать 91-летнего, но совершенно молодого душой Герберта Блумстеда, а вечером – 84-летнего Роджера Норрингтона, две легенды.

Тем интереснее, что полный цикл симфоний Бетховена доверили Теодору Курентзису с его оркестром MusicAeterna. Фестиваль жаждет новой энергетики, радикального слома шаблонов. И Курентзис, заставляющий всех играть по своим правилам, оказался именно тем, кто может это дать. В прошлом году он «приехал в Тулу со своим самоваром» (т. е. с Моцартом) и был принят с распростертыми объятиями. Теперь его Бетховен имеет шанс стать новой вехой в истории фестиваля.

Зальцбург