В Музее архитектуры открылась красивая выставка Якова Чернихова
От архитектурной графики мастера русского авангарда трудно отвести взглядНи одна выставка русского авангарда не обходится без архитектурной графики Якова Чернихова. Хотя он не был учеником Малевича и не входил в объединение конструктивистов, в его работах был выражен сам дух авангарда – его устремленность в светлое технически оснащенное будущее. И еще, возможно, главная причина востребованности этой графики – ее необыкновенная, завораживающая красота, буквально нереальная, хотя почти за столетие со дня появления архитектурных фантазий Чернихова хайтековские небоскребы стали реальностью. Вот только компонуются они совсем не так гармонично, как в его фантазиях.
Выставка «Яков Чернихов. Образы архитектуры» занимает в Музее архитектуры несколько залов. Здесь воспроизведен фрагмент его кабинета с солидными чертежными инструментами и копией письма Сталину, датированного 38-м годом, с просьбой помочь создать условия для научной работы, здесь лежат его книги, изданные с безупречным вкусом, а также стоят современные макеты и модели, созданные на основе его рисунков Фондом Якова Чернихова, организатором выставки.
Но все эти экспонаты производят куда меньшее впечатление, чем развешанные по стенам и лежащие на столах рисунки Чернихова, напоминающие и композиции Кандинского, и проуны Эль Лисицкого, и проекты Ивана Леонидова, и фантазийные рисунки архитекторов далекого прошлого, а «Сказки» – так и фольклорные иллюстрации в неорусском стиле. Но это не заимствования – графика Чернихова уникальна, а проявления профессиональной культуры.
Выходец из бедной еврейской семьи, до учебы и во время ее работавший ретушером и чертежником, Чернихов обладал острым чувством гармонии, и стиль его работ четок и артистичен. Он был человеком идей и считал, что фантазия и владение графическими навыками обязательны для архитектора.
Он разрабатывал собственную теорию и методы обучения архитекторов. «Я отлично отдаю себе отчет в том, что целый ряд моих работ имеет «отвлеченный» характер изысканий и не увязан «впритык» с реальным, конкретным требованием утилитарной практики, но это мне не мешает вполне «сознательно» разрешать определенные проблемы как искусства начертаний, так и архитектурные основы и принципы», – писал Чернихов в одном из своих теоретических трудов. Он работал практикующим архитектором в различных проектных организациях, но его индустриальных построек сохранилось мало, и в историю искусства он вошел именно со своими многочисленными и разнообразными архитектурными фантазиями, уже много лет вдохновляющими архитекторов и радующими глаз любителей искусства.
Композиции Чернихова сродни музыкальным произведениям, ритм и гармония лежат в их основе, графические темы развиваются, не повторяясь, поэтому и рассматривать его графику можно долго, не уставая и не скучая. Наоборот, в ней есть какой-то обнадеживающий оптимизм, вера в прекрасное будущее, если не социальное, то визуальное, хотя, наверное, светлый внешний образ он не отделял от идеального содержания.
Кроме футуристических Чернихов делал маленькие фантазийные рисунки, в которых угадывались то реальная Флоренция, то сказочный русский терем, то архитектурное сновидение. Свои «Сказки» он рисовал ночами – так, по словам его внука Андрея Чернихова, днем он жил в будущем, ночами – в прошлом.
До 4 февраля.