Несмотря на кризис, в музеях и театрах стало больше посетителей
В этом сезоне учреждения культуры повысили стоимость билетов на 15–20%Посещаемость петербургских театров и музеев, подведомственных Министерству культуры РФ, увеличилась в 2015 г. на 6,9%, до 1,5 млн человек, и на 10%, до 14,9 млн человек, соответственно, следует из данных Минкульта. В введении министерства 14 театров и музеев, в том числе Мариинский и Александринский театры, БДТ, Эрмитаж, Русский музей, ГМЗ «Петергоф». В 24 театрах и 17 музеях местного подчинения побывали в 2015 г. более 2,3 млн зрителей (+35% по сравнению с 2010 г.) и 8 млн посетителей (+20%) соответственно.
Рост посещаемости наблюдается во всех музеях страны, говорит гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. В числе причин она называет экономический кризис, высокие цены на выездной туризм и улучшенный с годами уровень рекламы с помощью интернета.
Мариинский театр, как культурный символ России, популярен у жителей и гостей города, уже несколько лет заполняемость держится на уровне 90%, рассказала его представитель (см. таблицу). По ее словам, за прошлый год на трех основных сценах были представлены 1148 концертов и спектаклей. За четыре месяца 2015 г. Александринский театр посетило более 50 000 зрителей (за весь прошлый год – более 100 000 человек), рассказывает представитель театра. В 2015 г. театр показал 422 спектакля.
За 2015 г. в «Эрмитаже» экспонировалась 31 временная выставка. Посещаемость музея за год выросла на 13% до 3,7 млн человек, из которых 1,4 млн купили билеты за полную стоимость (действует для иностранцев), 1,17 млн – прошли бесплатно, а спецпредложением для граждан России и Республики Беларусь воспользовались 817 964 человека, следует из данных музея. В Музей современного искусства в 2014 г. пришло 30 000 человек, в 2015 г. – 65 000, за первые три недели сезона 2016 г. – 25 000 человек, говорит его гендиректор Андрей Зайцев. На майские праздники в музее «Эрарта» было на 30% больше посетителей, чем в прошлом году, рассказал его представитель. В большей степени это российские туристы и петербуржцы. Горожане заново открывают для себя Петербург, многие из них во время отпуска остаются дома (в том числе по финансовым причинам), посещают музеи, в которых не бывали раньше, считает Екатерина Шадская, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ).
Гендиректор «Балтик трэвел компани» Людмила Кудрявцева отмечает наплыв индивидуальных российских туристов, которые из-за девальвации отказались от поездок за рубеж. Исследования показывают, что около 65% россиян хотели бы провести отпуск в Петербурге, добавляет она. В ведущих петербургских музеях доля туристов всех категорий летом может превышать 70%, в Мариинском и Михайловском театрах до 50% зрителей – иностранцы, отмечает Шадская. В прошлом году иностранные туристы составляли 27,5% всех посетителей Петергофа, в 2014 г. их было 22%, говорит Кальницкая. За первые два месяца работы музея в сезон 2016 г. их число выросло до 30%, среди них явно преобладают китайские туристы, добавляет она.
В ведущих петербургских музеях доля туристов всех категорий летом может превышать 70%, в Мариинском и Михайловском театрах до 50% зрителей – иностранцы, отмечает Шадская. В прошлом году иностранные туристы составляли 27,5% всех посетителей Петергофа, в 2014 г. их было 22%, говорит Кальницкая. За первые два месяца работы музея в сезон 2016 г. их число выросло до 30%, среди них явно преобладают китайские туристы, добавляет она.
В 2011–2015 гг. прямой пассажиропоток между городами Китая и Петербургом, включая чартеры, вырос в 2,3 раза до 93 400 человек, сообщили в ООО «ВВСС» (управляет аэропортом «Пулково»). В I квартале 2016 г. объем перевозок по китайским направлениям вырос на 218% по сравнению с тем же периодом 2015 г. до 11 595 человек. По данным туристической ассоциации «Мир без границ», традиционно жители КНР посещают в рамках одной поездки и Москву, и Петербург. В столицу по «безвизовым спискам» в 2015 г. прибыло почти 240 000 китайских туристов, сообщает комитет по туризму.
Вырос спрос на билеты в театры, изменились и предпочтения, теперь туристы хотят попасть в Михайловский, Мариинский и Александринский театры, говорит Кудрявцева. Организованный турист за уикенд посетит не менее пяти музеев, самые популярные – Петропавловская крепость, Эрмитаж, Исаакиевский собор, Царское Село, Петергоф, перечисляет Шадская. Если поездка длится 5–7 дней, в этот список могут добавиться Юсуповский дворец, Музей Фаберже, какой-нибудь из городов Ленобласти или однодневный выезд в Псков или Великий Новгород, добавляет она. Иностранным туристам туры предлагают операторы, россияне выбирают более тщательно и сосредоточены на объектах, куда точно хотят попасть, считает Кудрявцева.
Билеты дорожают
В 2014 г. иностранный турист в Петербурге в среднем тратил более 285 евро в сутки, российский – более 120 евро. Стоимость турпакетов в сезоне 2016 г. возросла минимум на 10% по сравнению с 2015 г., рассказывает Шадская.
Музеи в этом году повысили цены на билеты на 15–20%, отмечает Кудрявцева из «Балтик трэвел компани». ГМЗ «Петергоф» в течение двух лет удерживал цены на одном уровне, но в этом году вынужден был поднять их на 15% из-за сокращения бюджетного финансирования, объясняет Кальницкая. По ее словам, в прошлом году государственные субсидии в доходах комплекса составляли около 50%, а теперь снизились до 30%. В хорошую погоду комплекс посещают до 30 000 человек в день – это практически предел, говорит Кальницкая. Потенциал у музеев есть, нужно продлевать и менять часы работы, это позволит применять более гибкое ценообразование, замечает Кудрявцева. За шесть лет существования «Эрарты» стоимость билетов повышалась всего два раза, сейчас годовой абонемент стоит 950 руб., говорит представитель музея.
Банк увлекся балетом
30 млн руб. стоил спонсорский контракт банка ВТБ с Театром балета Бориса Эйфмана, следует из документов на сайте госзакупок. Средства пойдут на проведение c 4 по 12 декабря гастролей в Лондоне (театр 6 раз покажет спектакль Up&Down). В 2015 г. ВТБ потратил 8,26 млн руб. на подготовку к выпуску этого балета в Риге, Чикаго, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Тель-Авиве, Москве и Петербурге. Для ВТБ это имиджевый проект, направленный на популяризацию российского балета и продвижение бренда за рубежом, сообщила пресс-служба банка
С сокращением бюджетного финансирования в 2015 г. столкнулись почти все учреждения культуры. Дотации повысились только для Музея А. С. Пушкина и Мариинского театра (+2%). По данным минкульта, государственные субсидии составили в 2015 г. от 36 до 92% в доходах театров и музеев. Мариинский театр за 2015 г., по данным министерства, заработал 2,19 млрд руб. Основной доход приносят продажа билетов и гастрольная деятельность, говорит представитель театра. Более 60% расходов театра – оплата труда сотрудников,
Эрмитаж заработал 1,54 млрд руб., из них 1,18 млрд руб. принесла продажа билетов. В бюджете Эрмитажа затраты на персонал (1,86 млрд руб.) уступают только расходам на капитальное строительство и ремонт, а также приобретение оборудования (2,74 млрд из 5,91 млрд руб. расходов за 2015 г.). Бюджет ГМЗ «Петергоф» на обслуживание, по словам Кальницкой, приближается к 1 млрд руб. «Я не могу поручиться, что цены на билеты не будут подниматься впредь, если не изменится ситуация с бюджетным финансированием», – признается она.
В бюджете Музея современного искусства порядка 40% – частные инвестиции, 20% приносит продажа билетов, 15% – сдача в аренду площадки и внешние проекты, остальное – поступления от спонсоров, говорит Зайцев. По его словам, музей пока не вышел на самоокупаемость. Организация выставки обходится в 15–20 млн руб., из них 30% уходит на реставрацию помещений, 20% – на гонорары художников и куратора, говорит он.
Волатильность рубля и общая экономическая ситуация влияют на все сферы деятельности, в том числе и на музейную, говорит представитель «Эрарты». По ее словам, организация заграничных выставок, приглашение иностранных музыкантов и художников, услуги по рекламе, транспортировке и страхованию картин и объектов зависят от курса валют. Многие подрядчики и контрагенты меняют условия договоров, объясняя это экономической нестабильностью, добавляет она. Кроме билетов «Эрарта» зарабатывает на продаже репродукций, у музея есть авторские права на все работы, которые в нем выставлены, говорит его представитель.
Эрмитаж получает роялти от ООО «Артеком», которое управляет музейным интернет-магазином – в нем кроме сувениров и полиграфической продукции продаются электронные билеты. В последнее время отмечается небольшой рост продаж, но взрывного увеличения спроса нет, одна из тенденций – постепенный рост количества проданных электронных билетов, говорит гендиректор компании Александр Глазунков. Посетители хотят купить билеты заранее, а не непосредственно в день визита в музей, добавляет он. Несмотря на увеличение турпотока, продажи сувенирной продукции немного снизились, спрос сместился в сторону магнитов, брелоков и т. п., говорит представитель ООО «Медный всадник» (поставляет сувенирную продукцию в музеи). Экономический кризис привел к некоторому снижению спроса на все виды платных услуг, сопутствующих основной деятельности музея, подтверждает Кальницкая.
Поесть в антракте
В театральных и музейных буфетах сейчас больше гостей, отмечают обслуживающие их рестораторы. Жители Петербурга стали больше времени отдавать культурному развитию, замечает представитель холдинга Ginza Project. В прошлом году холдинг за 11,7 млн руб. выиграл конкурс на оказание услуг по организации питания гостей и сотрудников Мариинского театра. Компания сотрудничает также с Михайловским театром, говорит представитель холдинга. В театральных ресторанах цена на продукты выше, чем в обычных заведениях, но время работы ограничено антрактом – за 20–30 минут нужно успеть качественно и вкусно обслужить всех гостей, объясняет представитель Ginza Project. По ее словам, в буфетах ограниченный ассортимент, поэтому используются только высокомаржинальные продукты.
Рост числа гостей отмечает и гендиректор ООО «Питание Петергоф» Алексей Августин. Компания работает с музеем на основе сезонного договора уже пять лет.
Растет количество чеков, но их величина снижается, резко снизился спрос на премиальные блюда, говорит Августин. По его словам, китайские туристы, как правило, питаются за пределами музея организованными группами по заранее заключенным договорам. Среди гостей из западных стран больше индивидуальных туристов, которые подвержены импульсному спросу, это наши клиенты, говорит Августин. Выросла себестоимость блюд, некоторые позиции подорожали до 80%, но компания за год повысила цены в среднем на 5%, утверждает он.
Для оказания услуг «Питание Петергоф» привлекает партнерские компании, работают суббренды «Русские блины», «Гриль дог», «Мини-маркет» и др., говорит Августин. Журналисты «Ведомостей» пообедали в «Петергофе» в ООО «Ревень», ООО «Кунжут» и ООО «Тмин». Все компании принадлежат физлицам и зарегистрированы в марте 2016 г., последние две – 28 марта, следует из данных ЕГРЮЛ. В этот день также появились ООО «Добролюбов», ООО «Отто», ООО «Рестобро» и ООО «Черный кофе». Связаться с ними не удалось. Парковая торговля – сезонная, исполнитель может самостоятельно заключать договоры с любыми поставщиками, говорит Кальницкая.
Эрмитаж в апреле и мае 2016 г. заключил два контракта общей стоимостью 300 млн руб. на услуги по организации питания для гостей и работников музея на 42 месяца, следует из сайта госзакупок. Контракты выиграли ООО «Глория» и ООО «Ренессанс кейтеринг» (их владелица Ольга Голубкова от комментариев отказалась). Предполагаемое количество посетителей – от 150 до 800 человек в зависимости от местоположения точки в музейном комплексе.