В Омске наградили кровавое месиво и фильм для девочек

Репертуар национального фестиваля кинодебютов «Движение» оказался смел и разнообразен
Главным событием фестиваля, стал внеконкурсный показ умопомрачительно смешной и едкой четырехсерийки Григория Константинопольского «Пьяная фирма»
Главным событием фестиваля, стал внеконкурсный показ умопомрачительно смешной и едкой четырехсерийки Григория Константинопольского «Пьяная фирма» / kinopoisk.ru

Вопреки правилу, с железной убедительностью подтверждаемому отечественной практикой, что со временем все становится только хуже, фестиваль «Движение» год от года набирает силу и очки – у профессионалов и зрителей.

Его сложносоставная программа бьет по разным направлениям, устраивая состязание полнометражным («Движение. Вперед»), коротким («Движение. Начало») и неигровым («Движение. Жизнь») фильмам.

Не довольствуясь тем, что производилось на виду и потому лежит под рукой, программный директор Стас Тыркин отыскивает экзотические экземпляры – вроде социальной драмы Владимира Козлова «Аномия».

Это случай стопроцентно независимого кино: его автор принципиально не посягал на государственные щедроты, равно как и не разводил сторонних частных инвесторов на фу-фу и обещание каннских красных дорожек меж золотых пальм. Независимость от министерских и фондовых ресурсов, требующих лояльности к власти в обмен на деньги налогоплательщиков, позволила сценаристу, режиссеру и продюсеру Козлову быть предельно жестким в диагнозе, который он ставит молодым одноклеточным персонажам и общественному самочувствию в целом. И все же только в этом пункте его авторская работа сродни могучему муратовскому «Астеническому синдрому», великодушно упомянутому программным директором на фестивальном показе безусловно честного, но художественно и профессионально не слишком состоятельного фильма.

С пьяных глаз

Главным событием фестиваля, по общему мнению, стал внеконкурсный показ умопомрачительно смешной и едкой четырехсерийки Григория Константинопольского «Пьяная фирма», которая предложила фестивальной аудитории, а под Новый год, бог даст, предложит зрителям ТНТ, героя нашего времени в исполнении Михаила Ефремова. Это бывший врач, нынче почти спившийся охранник, опохмеляющийся дешевой водкой в чебуречной «Родина», домашний философ, книгочей, внутренний эмигрант и изобретательный и упертый враг всяческому свинству, ставшему нашей скрепой.

Другой экзотический фрукт с ветки четвертого «Движения» – криминальная драма «Феррум», образец нового якутского кино. Тамошние артисты разных кондиций увлеченно изображают героев азиатских гангстерских саг, и это зрелище нельзя не признать весьма забавным. Хотя забавляет оно, если быть честным, все же не так долго, как длится сам фильм Прокопия Бурцева, присягнувшего на верность лучшим образцам жанра с поправкой на колорит родной тундры. Якутские фильмы стоят не миллионы и даже не сотни тысяч долларов, как это принято у столичных производителей, а два-три десятка тысяч. Сборы на местном рынке, где эти фильмы пользуются стабильным успехом, не претендуя на главные экраны страны, позволяют перекрыть расходы в два раза. Нечто подобное с нулевых практикуют также в Узбекистане – и больше нигде на бывших советских просторах.

Свирепые жестокости «Феррума» казались фестивальной публике таковыми ровно до того момента, пока режиссер Александр Вартанов не обрушился на нее с фильмом по литературным мотивам Юрия Клавдиева, каковой фильм он с особым цинизмом назвал по-горьковски пасторально «Дачники». Это очень крутое и совершенно безбашенное кино – последнее определение в устах председателя жюри Валерия Тодоровского, вручавшего «Дачникам» главный приз, прозвучало как одобрение. Полностью поддерживаю, но не уверен, что министру Мединскому, посетившему церемонию закрытия, стоит угощаться фильмом-победителем, особенно на ночь.

Вспомните всех известных вам криминальных кинематографических любовников, умножьте яростные выбросы их страстей примерно на пять – и вы получите некое представление о том, что творится у Вартанова в кадре. Ответственно заявляю, что автор дикой истории любви и отчаяния ни в чем себе не отказал. Залив экран кровищей, он, однако, умудрился превратить эту акцию в завораживающе красивое кино (честный приз сразу четверым операторам «Дачников» – Севе Каптуру, Денису Клеблееву, Ивану Брановцу и Ивану Финогееву). И ты выбираешься из его мясорубки не в ужасе, а в веселом и светлом восторге.

Здесь все как один артисты – отчаянные смельчаки и серьезные таланты, но Алексей Маслодудов, для которого сразу предназначался главный персонаж, – один из лучших в новом актерском поколении, и его приз за лучшую мужскую роль безусловен.

Лучшей женской ролью жюри сочло коллективную работу Евгении Афонской, Анны Воркуевой и Евгении Громовой в «Городских птичках», а их автора Юлию Белую наградили, соответственно, за режиссуру. «Городские птички» – милое девчачье кино в русле «Питера FM» о юных барышнях и обо всем том, что у них случается и не случается с мальчиками: о надеждах, обидах, очарованиях и прочем. Девчачье кино – никоим образом не унизительное клеймо, а обозначение жизнеспособного сегмента, имеющего реальный спрос, каковой может и «Птичек» не обойти стороной. Ну а жюри они помимо прочего помогли пригасить безоглядный вартановский разгуляй и сбалансировать свой вердикт.

Важно понимать, что «Движение», не замыкая фестивальную жизнь кинопоказами, сколь угодно увлекательными, стараниями президента Артема Михалкова, директора Полины Зуевой и всей команды ежегодно заваривает в Омске густую, свежую, обаятельную и очень продуктивную кашу, собирая молодых режиссеров, продюсеров, актеров, журналистов в радостном демократичном пространстве взаимного интереса. И в целом успешно делает то, чем когда-то был славен рижский «Арсенал».