Омский фестиваль дебютов «Движение» раздал призы
Общей темой фильмов начинающих режиссеров стала борьба с телесными недугамиНациональный кинофестиваль дебютов в Омске с каждым годом прибавляет не только в объеме, но и в качестве той молодой каши, которая здесь варится. «Движение» № 3 подтвердило – даже не столько своими официальными итогами, за которые пусть отвечают три жюри, сколько содержанием пяти дней фестивальной жизни на трех основных площадках и между ними, – что движение идет в верном направлении.
Так вышло, что дебютное кино новейших времен выбирает для своих фестивальных презентаций сибирские просторы, и сегодня уже очевидно, что Омск не согласен существовать в тени Ханты-Мансийска, даром что тамошний «Дух огня» старше трехлетнего омского начинания в несколько раз и с рождения носит международный титул. Оставаясь в национальных границах, «Движение», однако, не чувствует себя стесненно и берет не географическим размахом, а интенсивностью разработки доставшейся ему территории.
В прошлом году к игровому конкурсу прибавилось соревнование дебютантов в коротком метре – теперь появилась документальная конкурсная секция, причем отнюдь не на правах приживала: ее фильм-победитель «Дуракам здесь не место» стал для многих главным событием «Движения» № 3. По сути, это монтаж открыто выложенных в YouTube видеодневников реального молодого человека, аттестующего себя православным деятелем и выставляющего напоказ свои очевидные психические отклонения. Автор фильма, радикальный художник-акционист Олег Мавроматти, недвусмысленно распространяет его, деятеля, персональное нездоровье и несчастье на глобальное самочувствие родной страны с ее поврежденным пропагандой сознанием.
Музыка навеяла
В негласном соревновании за звание самого яркого события фестиваля основным конкурентом фильма Олега Мавроматти стал сольный концерт Алисы Хазановой, исполнившей песни омича Егора Летова в неожиданной изящной музыкальной адаптации Игоря Вдовина. Никогда еще главные слова русской ненормативной лексики не звучали с такой грустной задушевностью, как у Хазановой – балерины в прошлом, драматической актрисы в настоящем, а теперь еще и оригинальной певицы.
К выловленному в сети антигерою Мавроматти настолько же безжалостен, насколько Роман Супер, автор фильма «На кончиках пальцев», исполнен сочувствия к своей героине – 28-летней Наде Кузнецовой, вся жизнь которой есть борьба с тяжелейшим и неизлечимым генетическим заболеванием, делающим эту жизнь невыносимой. Родная страна тоже маячит довольно зловещей – на этот раз равнодушной – тенью за плечом молодой женщины, запертой в теле больного ребенка, чья «жизнь без кожи» не метафора, а почти буквальная правда ежедневного существования. Документальный фильм Романа Супера, помещенный идеологами «Движения» в игровой конкурс, в своей художественной убедительности значительно уступает недавнему фильму Любови Аркус «Антон тут рядом», который здесь с неизбежностью вспоминается, но кинематографические достоинства – последнее, о чем хочется и стоит думать в связи с «Кончиками пальцев». Они не только получили приз зрительских симпатий, но и были отмечены жюри главного конкурса, причем самым точным способом: приз за лучшую женскую роль превратили в приз главной героине – Наде.
Идейными родственниками «Кончиков пальцев» выступили «Красные браслеты» Натальи Мещаниновой (с их помощью игровой конкурс был также расширен – теперь в телевизионную сторону). «Браслеты» – это сериал, наша адаптация испанского формата. Больничная история шестерых ребят, которые любят жизнь, так несправедливо с ними обошедшуюся, и в этой любви ищут и находят спасение от недугов и уныния. На фестивале показали только две начальные серии «Браслетов», однако для судей с Кареном Шахназаровым во главе этого оказалось достаточно, чтобы выделить фильм Мещаниновой в списке конкурсантов двойной жирной чертой: Гран-при и приз за режиссуру.
Единственной неточностью основного жюри представляется решение наградить за лучшую мужскую роль Артема Алексеева, сыгравшего сына в фильме «Поездка к матери» (мать там тоже болеет и даже умирает, а затем еще и сын погибает). Главный герой – очевидная промашка Михаила Косырева-Нестерова, который через несколько лет после снятого на Кубе живого и терпкого «Океана» вынырнул с квазиевропейской «Поездкой», уверенно и с шиком снятой Олегом Лукичевым (операторский приз – без вопросов), но какой-то совсем безжизненной. Даже юная Адель Экзаркопулос, сыгравшая у Косырева еще до своего каннского триумфа, выглядит тут тенью самой себя.