Что будет в «Игре престолов», теперь действительно неизвестно

Стартовал шестой сезон, в котором сериал догонит первоисточник – цикл романов Джорджа Мартина, еще не дописавшего финал
Джон Сноу умер, но еще может вернуться
Джон Сноу умер, но еще может вернуться / KINOPOISK.RU

Надеюсь, мне не нужно объяснять, кто такой Джон Сноу. Скорее всего, вы были шокированы его подлым убийством в конце прошлого сезона и теперь ждете чуда, ведь чудеса в Семи королевствах случаются. Здесь живут драконы, здесь действует магия. В разных землях поклоняются разным богам, но мы знаем, что тот, кому служит Красная женщина Мелисандра, определенно силен. А Красная женщина все еще рядом с Лордом командующим Ночного дозора Джоном Сноу. Мертвым Лордом командующим. На границе мира мертвых и живых, сторожевой Стене, за которой обитают Иные. А значит, с Джоном Сноу еще может произойти все, что угодно.

Даже если «Игра престолов» и прошла пик популярности и армия зрителей перестанет расти, тем, кто провел в Семи королевствах шесть лет, бросить просмотр шоу уже, кажется, невозможно. А таких, судя по аудитории финальной серии пятого сезона, как минимум 8 млн только у телевизора (а сколько еще в интернете), и они готовы пройти сквозь боль и разочарования. Случай с Джоном Сноу показателен. Его убили, но он вновь на постерах только что стартовавшего сезона. Этот рекламный ход показывает, что с аудиторией «Игры престолов» можно обращаться с тем же цинизмом, с каким автор многотомной саги-первоисточника «Песнь льда и пламени» Джордж Р.Р. Мартин обращается со своими персонажами.

Скольких героев, игравших заметные роли в разветвленном сюжете, успели оплакать зрители, уже не пересчитать. Жестокость сериала стала легендарной, и, хотя за ней все заметнее проглядывают гуманизм и толерантность, кровь продолжает литься, и публика жаждет ее с той же силой, с какой желает удачи полюбившимся персонажам – недаром количество смертей растет год от года. Сезон не может стартовать без пары ритуальных жертв, причем это должны быть важные фигуры, желательно королевских (простите) кровей. Такие жертвы в первой серии шестого сезона есть, и они снова меняют политическую обстановку во всем фэнтезийном мире Джорджа Мартина. Который между тем все больше выходит из-под контроля автора.

Если первые два сезона хронологически следовали книгам, то уже с третьего начались смешения и смещения. Сценаристам и исполнительным продюсерам шоу Дэвиду Бениоффу и Дэну Вайсу приходилось утрамбовывать неуемную мартиновскую фантазию в 10-серийный формат, и количество персонажей, уничтоженных за кадром, возможно, не так уж сильно отличается от числа убитых на экране. Сокращаются, мутируют и исчезают не только отдельные герои, но и целые сюжетные линии, так что знакомство с книгами Мартина больше не страхует от неожиданного поворота экранной истории – с какого-то момента расхождения между романами и сценариями превратились, кажется, в отдельный сюжет. Но шестой сезон меняет и эту ситуацию. Сериал догнал книги, Джордж Мартин еще не опубликовал очередной том, и скоро фанаты будут лишены болезненного удовольствия от сравнения судьбы литературных и телевизионных персонажей.

Каждый найдет

На портале imdb.com пока есть синопсис только трех эпизодов шестого сезона. Третий – самый интригующий: «Дейенерис встречает свое будущее. Бран встречает прошлое. Томмен противостоит Его Воробейшеству. Арья учится быть Никем. Варис находит ответ. Рамси получает подарок».

Хотя называть их телевизионными было с самого начала довольно сложно. «Игра престолов» поразила аудиторию не только жестоким многофигурным сюжетом и богатыми политическими аллюзиями «фэнтези для взрослых», но и постановочным размахом (с соответствующими бюджетами – около $6 млн за серию). Поэтому досадно отмечать в новом сезоне режиссерскую небрежность. Например, в сцене, где сбежавших из Винтерфелла Сансу Старк и Теона Грейджоя нагоняют воины садиста Рамси Болтона со сворой собак, но беглецов спасают леди-рыцарь Бриенна Тарт и ее оруженосец. Короткий бой, кровь на снегу, враги повержены, зритель выдыхает. Но тут же думает: «А где собаки?» Свирепые псы не участвовали в бою, о них просто забыли.

Ну ладно, это первая серия, спешка, надо завязать слишком много сюжетных узелков. Показать убийства в Дорне. Посмотреть в слепые глаза Арьи Старк, поступившей ученицей в секту Безликих. Заглянуть в Королевскую гавань, куда с трагической вестью вернулся из Дорна Джейме Ланнистер. Переместиться в бывший город работорговцев Миэрин, куда прибыли Тирион Ланнистер и мастер над шептунами евнух Варис, чтобы встретиться с самой человечной претенденткой на Железный трон Семи королевств Дейенерис Таргариен. Которой в конце прошлого сезона пришлось эмигрировать на драконе, и теперь нам, конечно, не терпится узнать, что с ней стало.

И что станет с мертвым Джоном Сноу. В прошлом обзоре «Игры престолов» я написал, что лучшими душевными качествами, талантом и внутренней силой в Семи королевствах наделены те, кто обижен природой, судьбой или обществом, унижен, отвержен, так или иначе чувствует себя «другим». Новый сезон имеет шансы поднять эту тему на следующий уровень, поставив вопрос: «Можно ли сохранить душевные качества, став Совсем другим?» Как Иные. Те, что идут на Стену с Севера, не чувствуют холода и не боятся стали.

Вторая серия шестого сезона выйдет 1 мая. В России сериал «Игра престолов» транслирует онлайн-сервис «Амедиатека»