В Еврейском музее открылась выставка New York’s PHOTO LEAGUE
Жизнь Нью-Йорка 30–50-х годов ХХ века показали глазами знаменитых фотодокументалистовОдна из первых фотографий выставки – снимок Уолтера Розенблюма «Девочка на качелях. Питт-стрит, Нью-Йорк» 1938 г. Так же разрезая плоскость Нью-Йорка, как летящая на качелях девчонка, в 1936 г. в Нью-Йорке родилась Фотолига – группа молодых фотографов, объединенных желанием показать жизнь жителей города за его геометрически выверенным фасадом.
«Им очень важно было констатировать факт, не приукрашивая его. Но в то же время включать свое сердце, свое присутствие в картинку, которую они снимают», – рассказывает куратор выставки Нина Гомиашвили. Из черно-белого кадра вырываются одиночество, тщеславие, похоть, любопытство – американцы любят, ненавидят и надеются на снимках Сида Гроссмана, одного из основателей Фотолиги, Уолтера Розенблюма, издателя журнала лиги Photo Notes, Эрики Стоун, Рут Оркин, Беренис Эббот.
Парень прыгает с крыши дома в Гудзон, стекаются ручейки из машин на Таймс-сквер, в парке Гарлема мальчишки играют в линчевание. Ясность документального кадра в сочетании с кинематографичностью превращают ленту снимков в один черно-белый фильм, хронику большого города. Общий срез получается довольно нежным, даже знаменитый криминальный хроникер Уиджи (WeeGee) открывается с другой стороны: нет побоев, задержаний, крови – лишь мясники во время забастовки, потерянно смотрящие в кадр, или одинокий старик под снегопадом.
Экспозиция традиционно связана с местом: большинство молодых идеалистов Photo League – евреи по происхождению. Краем глаза удается увидеть сакральную сторону жизни евреев в Нью-Йорке, например, «Изучение Талмуда» Арнольда Игла – один из немногих кадров, снятых в помещении, а не на улицах города.
Фотолига существовала всего 15 лет, но каких – ее история началась с Великой депрессии, продолжалась во Вторую мировую войну и завершилась в период «охоты на ведьм». Участники Фотолиги мечтали идти вперед, чтобы стать «жизненно важной силой в американской фотографии» – и стали, как мы видим спустя почти 70 лет.