Со дна Манхэттена
Криминальная фотография редко подходит для выставок. Репортер, снимающий еще теплые трупы, отчаянную нищету, пойманных убийц и опустившихся бродяг, обычно не может – или просто не успевает – сделать качественный и композиционно полноценный кадр. Он не ставит студийный свет во время уличной перестрелки, не просит пойманного гангстера улыбнуться, а бомжа припудрить нос.
Фотограф Артур Феллинг, снимавший опасный ночной Нью-Йорк в конце
30-х гг. прошлого века, получил прозвище Виджи за то, что умел очень быстро нажимать на кнопку своей камеры. При этом непонятным образом мрачные картины ночной жизни не только попадали в объектив, но и ловко в нем укладывались. Так что фотографии, при всем своем ужасающем и отталкивающем содержании, выходили хорошо скомпонованными и патетически целомудренными.
Например, глядя на снимок ряда свежих трупов на пустынной улице, удовлетворенно констатируешь, что только что убитые деликатно прикрыты цветастыми тряпками. Или, видя на фотографии молодую женщину, спящую с четырьмя детьми в коробке на лестничной площадке, сначала обращаешь внимание на ее красивую грудь, вылезшую из платья, а потом уже жалеешь бедняжку. А лицо рыдающей негритянки, явно до смерти испуганной, кажется черным цветком на фоне городского пейзажа. Нельзя сказать, что автор специально декорировал и приукрашивал ужасы и язвы, просто он предъявлял зрителю снимки той степени жизненной правды, которую смотрящие могли выдержать, не отводя глаз в испуге и отвращении. Виджи не бичевал социальные пороки, он документировал жизнь такой, какой она была, и умел сохранить в кадре острое ощущение ее смертельной опасности. Много лет подряд он снимал ночи нью-йоркского дна, и книга, собранная из того, что он за эти годы нафотографировал, принесла ему славу.
Сорок снимков Виджи из коллекции Хендрика Беринсона – первая выставка из совместного проекта галереи Гари Татинцяна и Московского дома фотографии. Каждый из показанных отпечатков очень хорош: он несет и печать подлинности, и выглядит настолько стильно, что кажется новым опусом в жанре нуар, который наконец-то рассказал всю правду об отчаянной безнадеге времен Великой депрессии.