В России планируют возродить систему ГОСТов

Каким образом введение единых стандартов может сказаться на модной индустрии
Е. Разумный / Ведомости

В сентябре прошлого года портал Profashion опубликовал информацию о том, что Роскачество (Общероссийская программа экспертной оценки качества отечественных товаров и услуг. – "Ведомости") планирует установить повышенные требования для продукции, претендующей на получение Pоссийского знака качества. Оказалось, что новшество коснулось не только еды и напитков, но и изделий легкой промышленности (одежды, обуви), которые производят в России. К 2020 г. число «стандартов» (то есть категорий товаров, подлежащих оценке) достигнет 80. Инициатор программы – уже упомянутое Роскачество, организация, созданная по распоряжению правительства в прошлом году. Она работает в сотрудничестве с профильными министерствами и ведомствами – Минпромторгом, Минсельхозом, Росстандартом и Роспотребнадзором.

ГОСТ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Мэган Виртанен, историк моды: Впервые государственные стандарты начали разрабатывать в СССР в 1925 году, а к 1929-му было принято постановление об уголовной ответственности за их несоблюдение. Первые стандарты касались в основном пищевых продуктов. А само понятие ГОСТ (государственный стандарт) появилось в 1940 году. Основная задача любого стандарта – заставить производителя соблюдать те или иные нормы. Наиболее актуально это для пищевой промышленности, но может иметь смысл и в легкой. В идее ГОСТа нет ничего плохого – более того, для некоторых видов одежды, например защитной спецодежды для опасных производств, продолжают существовать так называемые межгосударственные стандарты, являющиеся прямыми наследниками советских ГОСТов. Однако введение в современных условиях ГОСТов вызывает ряд сомнений. Главное из них – насколько честной и прозрачной будет процедура подтверждения стандарта качества. При хорошем развитии ситуации получение знака качества может оказаться преимуществом, но только в том случае, если такой сертификат нельзя будет просто «купить», дав взятку коррумпированному чиновнику. Если же подтверждение сертификата сможет получить предприятие, использующее в целях экономии полиэстр там, где по правилам положен хлопок, то стандарты быстро превратятся как минимум в посмешище».

«Подобные организации успешно работают в других странах: в Германии, Австрии, Финляндии, Латвии, Белоруссии, – рассказывает Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества. – Поэтому при создании российского аналога учитывался опыт, в частности, немецкого института мониторинга качества Stiftung Warentest, существующего уже более 50 лет. Представьте, уровень доверия населения Германии к нему выше, чем к полиции или к церкви!»

В составе рабочей группы экспертов – представители Торгово-промышленной палаты РФ, а также ведущих сообществ потребителей, союзов производителей и торговых сетей – собственно организаций, которые и так на протяжении последних лет занимались разработкой стандартов качества продукции. Эксперты-оценщики уже начали мониторинг товаров и разработку единых стандартов качества.

В Роскачестве уверены, что подобной инициативы в нашей стране ждали давно как потребители, так и участники рынка. «Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному по нашему заказу в прошлом году, маркировке ГОСТ доверяет 77% россиян, а значит, такие товары пользуются повышенным спросом. В то же время 82% россиян уверены в необходимости создания единой государственной системы, присваивающей Российский знак качества, – говорит Лоевский. – Мы намерены устанавливать высокие требования к характеристикам товаров. И начали с детской одежды и обуви».

Так, специалисты Роскачества уже разработали стандарты для детского трикотажного белья. И первые знаки качества уже вручены, в частности, производителям ползунков. «Мы провели веерное исследование 22 образцов по 23 параметрам качества и безопасности. Помимо функциональности обращали внимание и на дизайн, – рассказывает Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества. – Например, мы установили, что размеры декоративных элементов на ползунках должны быть не более чем 4 х 4 см, ведь из-за крупных аппликаций и принтов уплотняется полотно, которое может натереть кожу ребенка». Еще одно обязательное условие соответствия качеству – стопроцентно натуральный состав. «У одного производителя на этикетке значился 100%-ный хлопок, а в реальности его содержание в ткани составило всего 53,9%», – добавляет Саратцева.

Как российские дизайнеры формируют цены

Изучили эксперты и детскую обувь и среди прочего в процессе тестирования придрались к «массе полупары», или, проще говоря, к весу ботинка. «Результаты тестов нас удивили: вся летняя обувь для малышей, которая попала к нам на исследование, оказалась небезопасной, слишком тяжелой. Поэтому мы инициировали пересмотр требований стандартов, – говорит Саратцева. – Опасности подстерегают потребителя даже в конструкции обуви: у некоторых проверяемых моделей был деформирован задник. Еще одно распространенное нарушение – «ортопедическая» маркировка на обычных сандалиях, которые на самом деле не прошли клинические испытания и по факту не являются лечебными».

Постельные принадлежности, например подушки, тоже оказались среди первостепенно важных товаров, нуждающихся, по мнению представителей Роскачества, в особом контроле. На тест взяли 27 подушек разных фирм – в чехлах и без, с синтетическими и натуральными наполнителями – и пробили их по 20 параметрам (в том числе на устойчивость краски, аллергенность, запах, наличие формальдегида в тканях, уровень pH). Причем проверка на уровень pH для постельного белья в России производилась впервые. Семь подушек признали достойными получить знак качества, а три оказались некачественными. При этом эксперты пришли к выводу, что не всегда натуральность – положительный фактор. По словам Ольги Токминой, руководителя департамента по сертификации Роскачества, натуральные материалы – благоприятная среда для размножения клещей или для появления плесени, и зачастую именно они, а не синтетика оказываются аллергенными.

Также внимания Роскачества недавно удостоились стеганые одеяла: в итоге из 29 образцов лишь двум будет присвоен знак качества. Одеяла испытывали на токсичность, устойчивость к статическому электричеству, изучали, насколько симметричный на них рисунок, равномерно ли проложен наполнитель, соответствует ли заявленный размер или состав ткани фактическому (да, часто не соответствует), а также проводили «сигаретный тест», испытывающий одеяла на огнеустойчивость. В ближайшее время в поле зрения Роскачества попадут рубашки, как детские, так и взрослые, и футболки – сейчас стандарты в процессе разработки.

Система тестирования продукции максимально прозрачна: сертифицированные эксперты идут в магазины, приобретают товар, «обезличивают» его, то есть снимают этикетки-логотипы и вместо них наклеивают шифр. Пронумерованные и «обезличенные» образцы продукции в этот же день отправляются на испытания в независимые лаборатории, аккредитованные при Российской системе качества. «И эксперты, и лаборатории несут материальную и репутационную ответственность: при малейших нарушениях мы прекращаем сотрудничество с такой лабораторией. Так что сами лаборатории заинтересованы в прозрачности, объективности и независимости исследований», – поясняет Саратцева.

Зачем понадобилось разрабатывать новую систему качества отечественных товаров? Все на благо бизнеса, отвечают исследователи: главная цель – продвигать в России и за рубежом отечественную продукцию, повышая к ней доверие, и внедрять в жизнь импортозамещение.

Это начинание кажется весьма многообещающим для бизнеса и, кроме того, патриотичным. Главное, чтобы система слаженно работала и отвечала современным стандартам производства, считает Анастасия Василькова, директор по развитию ТМ Choupette, российского производителя детской одежды. «Если речь идет о технических регламентах, то, конечно, стоит их пересмотреть, исходя из новых технологий производства тканей и особенностей современного оборудования, – говорит Василькова. – И если оценка будет основана на адекватных принципах, то, конечно, наша компания будет стремиться получить этот сертификат. На мой взгляд, знак качества является дополнительным инструментом для продвижения товара, который получил подобную награду, – и это несомненный плюс».

В то же время производители взрослой одежды, представители fashion-индустрии настроены не столь оптимистично и не до конца понимают, в чем плюсы знаков качества для них. «Определенный контроль у нас есть и так. Сегодня все компании-производители обязаны работать с сертификатами на ткань, на пошив и на торговую марку. Мы проходим экспертизы, получаем специальные документы, – говорит дизайнер Катя Добрякова. – Пойдет ли дополнительный контроль на пользу, будут ли эти нововведения действительно гарантировать качество – непонятно. Так же тяжело сказать, повлияет ли ввод стандартизации качества на импортозамещение. Страны, в которых существуют многовековые традиции производства одежды и обуви, сами по себе являются гарантией качества: Франция, Италия, Великобритания имеют хорошую репутацию во всем мире. В России же традиций и стандартов производства нет. В Советском Союзе понятия конкуренции в принципе не существовало, после развала страны никакого производства не было, и, если честно, очень мало что изменилось сегодня».

Аналитик консалтинговой компании «Академия розничных технологий» Кирилл Волков тоже не видит особой необходимости в нововведении: «Я не очень хорошо понимаю, зачем нужны ГОСТы в одежде ни с точки зрения пиар-технологий, ни с точки зрения бизнеса. Количество производственного брака (читай возвратов) в модном секторе обычно не превышает 1%. Важнее дизайн, посадка, комфортность, а это все можно оценить в магазине в процессе примерки. Состав пишется на этикетке, не любит покупатель вискозу или нейлон – не будет покупать такие изделия. Ну и, собственно, стиль. Здесь рекомендации дают глянцевые издания, интернет. Производителям будет сложно извлечь какую-то пользу из наличия знака качества на этикетке».

Некоторые производители опасаются, что нововведение может даже и негативно сказаться на индустрии. «Я вот думаю, а не отпугнет ли знак качества современного потребителя, не вызовет ли он ассоциации с советскими временами, когда была плановая государственная экономика, – сомневается Ксения Ноздрачева, основательница и генеральный директор бренда Petit Pas, специализирующегося на домашней одежде и обуви. – Здесь очень важна грамотная маркетинговая поддержка этой инициативы: потребитель должен видеть, что с ним говорят на современном языке, а не советскими штампами. Плюс как игрок рынка я опасаюсь, не повлечет ли все это за собой дополнительную бюрократическую волокиту и финансовую нагрузку на бизнес».

А вот основательница бренда женской одежды Moment of Style (MOS) Алина Воронова считает, что введение знаков качества может быть стимулом, но для массового сегмента рынка и ни в коем случае не для премиального: «Представьте себе, мы шьем рубашки из египетского хлопка, кроме того, я много лет искала идеальную формулу кроя рубашки, с безупречной посадкой. Что лично мне даст этот знак качества? Признание на государственном уровне, что я не зря работала? Как для меня, так и для моих клиентов это разговор ни о чем». Впрочем, в Роскачестве о роскоши пока что не думают. Задача как раз состоит в том, чтобы в первую очередь повысить качество продукции массового спроса. Что ж, как говорится, поживем – увидим. Флаг, то есть знак, им в руки.