На Брюссельской ярмарке искусств BRAFA – 2016 с первого же дня начались продажи
Успех старейшего антикварного мероприятия – в умении отвечать на разные запросыБрюссельская ярмарка искусств BRAFA – одно из важнейших европейских антикварных событий, 60 лет она успешно развивается, ежегодно увеличивая состав участников, при этом не снижая качества. Здесь очень серьезный экспертный совет, и если, например, вас смущает небольшой женский портрет Наталии Гончаровой 1910 г., то рядом с ним можно увидеть подробную документацию и по провенансу и ссылкам на публикации решить, имеют ли основания ваши сомнения.
Участники ярмарки говорят, что сделать на ней хороший стенд стоит 30 000–50 000 евро, и эта высокая цена также залог респектабельности и лояльности представленных галерей. Что касается стоимости предметов, то она самая разная даже среди традиционных малых голландцев. «Букет тюльпанов» рубежа XVI–XVII вв. Каспара ван ден Хоккена оценен в 180 000 евро, а натюрморт Абрахама ван Беерена, более известного и жившего немногим раньше, – в 75 000 евро. Скромные работы их менее удачливых и умелых современников, представленных в достаточном количестве, могут стоить на порядок дешевле.
Принципиальное разнообразие и даже эклектичность – одна из составляющих успеха BRAFA. Археологические древности соседствуют здесь с работами ныне живущих художников, искусство примитивных народов – с европейской ампирной мебелью, наглый поп-арт с изысканным ар-деко. Цены вполне понятные – древнегреческую (VI до н. э.) амфору на стенде Phoenix Ancient Art можно купить за 95 000 евро. Но есть и более дешевые древности, поскольку ярмарка, судя по всему, ставку делает не на ценовые рекорды, а на привлечение покупателей, в том числе и начинающих. Для тех, кто не готов к большим, по антикварным меркам, тратам, галереи предлагают работы только выходящих на рынок художников. Специализирующаяся на стекле галерея Clara Scremini продала в первый же день ярмарки работу Марии Кошенковой «Норвежское дерево» (12 красивых пластин по 5000 евро каждая).
Были в Москве
Некоторые галереи, участники BRAFA, приезжали в Москву на Международный салон изящных искусств, который проходил семь раз, сначала в Манеже, потом в Экспоцентре, постепенно теряя участников и уровень. Последний прошел в 2013 г. Больше антикварных событий такого уровня в столице нет, Российский антикварный салон в Центральном доме художника также теряет зарубежных участников.
Среди 137 участников BRAFA больше всего галерей бельгийских и французских, и это сказывается на национальности представленного искусства. Кроме, естественно, классиков модернизма, чья национальность уже не важна. Характерный для Марка Шагала городской пейзаж с влюбленными в парижской Galerie Boulakia оценен в 3 млн евро, а приятная абстрактная работа Сержа Полякова в Galerie Pascal Lansberg – в 110 000–120 000 евро.
На самом знаменитом современном бельгийце – Яне Фабре – акцентировала внимание публики Guy Pieters Gallery, у которой самый большой и очень разнообразный стенд в основном с бельгийскими и французскими художниками. От утонченного Поля Дельво до наших современников, в том числе здесь много металлической скульптуры Сезара (создавшего, как известно, приз французской киноакадемии, названный его псевдонимом) – блестящей и агрессивной. Что касается Фабра, то он представлен новой серией Sacrum – беломраморные скульптуры человеческого мозга представлены как католические реликвии и покоятся на кровавом бархате. Вся эта сахароподобная патетическая красота подана еще и на алом фоне, так что получилась готовая провокационная выставка дерзкого современного искусства, которая распродается по шестизначным суммам.
Но есть и особенная важная составляющая бельгийского художественного рынка – это комиксы. Не знакомому с историей этого искусства человеку ни за что не понять, почему невзрачный лист с рисованным полицейским, собачкой и двумя мальчишками оценен в $1 млн. Оказывается, это обложка альбома Эрже 1952 г. про Квика и Флюпке, цена которого возросла еще и потому, что там появился полицейский. Что же касается самого популярного персонажа знаменитого бельгийского мастера комикса, то отважный мальчик Тинтин представлен тут во всех видах, даже отлитым в бронзе.
До 31 января