Салон изящных искусств: Настоящая роскошь собрана в "Экспоцентре"

После четырехлетнего перерыва в Москве вновь проходит международный Салон изящных искусств – западные антиквары показали на нем настоящее искусство, от Боттичелли до Уорхола
Салону – салонное
Салону – салонное / С.Портер / Ведомости

Шестой Международный салон изящных искусств проходит не только после перерыва, но с новым владельцем Амори Шоме и на новом месте – в «Экспоцентре». Первая перемена на внешнем облике мероприятия не отразилась, но место погубило открытие – приглашенные на вернисаж уже стояли в нескончаемой очереди в гардероб, а рабочие, не привыкшие к роскоши, еще прибивали ткань к голым стендам. На стендах ювелиров уже сверкали бриллианты, а по полу еще гулял строительный мусор.

Готовыми к приему гостей оказались те, кто московские методы работы хорошо знает. Стенд аукционного дома Christie's был закончен уже к пресс-показу. На нем представлены лоты нью-йоркского аукциона «Возрождение», он пройдет в конце января. Топ-лот – небольшая, но художественно полноценная «Богоматерь с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» Сандро Боттичелли, известная как «Мадонна Рокфеллера», по фамилии прежних владельцев. Если бы это предварительно оцененное в $5–7 млн изображение юной мадонны с пухлыми веками и губами показывали в каком-нибудь нашем музее, посмотреть на него выстроилась бы очередь. Еще две мадонны и мужской портрет XVI в. плюс два римских пейзажа на два века старше дополнили иллюзию посещения маленькой пинакотеки.

Другие участники салона показали традиционный набор старого искусства с непременным Питером Брейгелем-младшим (1,3 млн евро, галерея De Jonckheere), который появляется время от времени и на антикварных салонах в Центральном доме художника. Но вот картин Лукаса Кранаха таких же художественных достоинств, как «Сад Эдема» (та же галерея), туда не привозили.

Обязательные для солидных показов Марк Шагал и Энди Уорхол и на этот раз присутствуют на стендах. Приятное дежавю – за четыре прошедших года нашу публику ими не баловали. Но самое привлекательное у заезжих антикваров – редкая для нас мебель. Шесть стульев со стальными ножками в форме крыла самолета, изготовленных в мастерской дизайнера Жана Пруве, любителя металлических конструкций, оценены Galerie Charraudeau по европейским меркам высоко, а по нашим – нет: в 60000 евро.

Среди московских участников изысканной подборкой работ русских художников отличилась Наталья Курникова. Выразительная картина Александра Яковлева «Продавец кукол» – портрет испанского композитора Мануэля де Фальи (2,6 млн евро) – магнетически притягивает глаз. Богато выглядит стенд петербургской галереи Suslov Fine Art, его роскошное украшение – полутораметровая позолоченная ваза Императорского фарфорового завода – затмевала живописную коллекцию с Айвазовским, Нестеровым и Ларионовым. Постоянный участник московских антикварных салонов – Alexander Art Gallery также выступила с размахом, выставив на передний план большую картину Хаима Сутина (2,5 млн евро).

Честно сказать, когда Салоны изящных искусств проводились регулярно, то осмотр их начинал надоедать, вещи и цены казались предсказуемыми. Но сейчас докризисные салоны вспоминаются с благодарностью. Картины, например, Фрэнсиса Бэкона московская публика только там и видела.

До 18 декабря