В прокат вышла едкая комедия о людях, заработавших на кризисе 2008 года

«Игра на понижение» претендует на пять «Оскаров», в том числе за лучший фильм и режиссуру
Кажется, героя Гослинга (в правом нижнем углу) вот-вот побьют, но сейчас он повернется к залу и объяснит зрителям, в чем эти люди не правы
Кажется, героя Гослинга (в правом нижнем углу) вот-вот побьют, но сейчас он повернется к залу и объяснит зрителям, в чем эти люди не правы / OUTNOW.CH

Объяснить, что происходит в фильме «Игра на понижение», я сам, конечно, толком не смогу. Хорошо бы пойти в профильный отдел «Ведомостей» и посоветоваться с нашими богинями финансов. Во-первых, они знают все про хедж-фонды, CDO, ипотечный рынок и прочие инструменты перемещения денег из одних виртуальных карманов в другие. Во-вторых (на самом деле это даже важнее), они красивые. Так что лучше прихватить шампанское.

Режиссер Адам Маккей, когда ему надо растолковать, скажем, что такое деривативы, поступает еще хитрее. Он приглашает красавицу-знаменитость, например Марго Робби, усаживает ее в пенную ванну, дает бокал шампанского и говорит: а теперь, дорогие зрители, Марго Робби объяснит вам все на пальцах. И пока мы пялимся на эту роскошь, все объяснения успешно пролетают мимо ушей.

Герои «Игры на понижение» – люди, первыми заметившие мыльный пузырь, в который к 2005 г. превратился американский рынок ипотечного кредитования. И поставившие на то, что этот пузырь скоро лопнет – несмотря на высшие рейтинги надежности. Результат всем известен, а в конце фильма приводится статистика, сколько американских семей потеряли крышу над головой. Но при всей драматичности сюжета «Игра на понижение» по большей части комедия. И дело не только в ехидных комментариях и абсурдных деталях, наглядно показывающих, насколько далеко все зашло: в какой-то момент появляется, например, стриптизерша, простодушно рассказывающая обалдевшим брокерам, что купила уже пять домов, потому что взять кредиты на них ничего не стоило. Дело в масштабе жадности и глупости, о которых идет речь. По мере понимания сути происходящего герои все чаще хватаются за голову. Им совсем не смешно.

Надежный автор

Фильм основан на одноименной книге Майкла Льюиса. Брэд Питт, не только сыгравший в картине, но и выступивший одним из продюсеров, работает с текстами Льюиса уже второй раз – первым опытом был Moneyball (в нашем прокате «Человек, который все изменил»), его Питт тоже продюсировал, одновременно играя главную роль.

Они считают себя циниками, но только до тех пор, пока не сталкиваются с настоящим цинизмом. Сюжетный (или моральный) парадокс фильма в том, что собственная прозорливость, умение рискнуть и конечный выигрыш не приносят героям удовлетворения. Самый резкий и эксцентричный – Марк Баум, персонаж Стива Карелла, – не может позволить себе даже фразу: «Я же говорил».

Эти люди не жулики, им всем более или менее совестно, и режиссер Адам Маккей все-таки не удерживается от патетики, заставляя одного из героев произнести: «Мы заработали, но проиграла вся страна». Хотя, если бы они не заработали, страна бы все равно проиграла, потому что так была устроена система (другое дело, что герои – тоже ее часть). Но «Игра на понижение» сделана не ради расследования и разоблачений (во всяком случае, это не главное). Адам Маккей показывает не столько финансовый, сколько сущностный, ценностный кризис.

Почти каждый из богатых и успешных героев несчастен по-своему. Не обязательно, чтобы для этого была веская внешняя причина, хотя у Марка Баума она есть (недавно покончил с собой его брат). Доктор Майкл Бьюрри (отличная роль Кристиана Бейла), первым понявший, что с ипотечным рынком что-то не так, сутками сидит в растянутой футболке в своем офисе и слушает хеви-метал. Оба – и Бейл, и Карелл – играют скрытую за эксцентрикой глубокую тоску, но Баум хотя бы срывается на окружающих, а тоска доктора Бьюрри сама растет, как ипотечный пузырь.

Ох, какой тут актерский ансамбль. Помимо Бейла и Карелла в фильме снялись еще две суперзвезды – Райан Гослинг и Брэд Питт. Их персонажи – тоже эксцентрики, но если Бейл и Карелл играют детально прописанные характеры, то в случае Питта и Гослинга важнее внесюжетные функции: первый резонерствует, второй ломает «четвертую стену», обращаясь напрямую к зрителям, – «Игра на понижение» жонглирует такими остраняющими приемами, лишний раз акцентируя абсурд финансового сюжета с известным исходом.

Кажется, я все-таки сумел объясниться. Но теперь мне очень интересно, что скажут наши богини финансов, когда посмотрят этот фильм.

В прокате с 21 января