"Предел риска" объединил жанр и кризис

Фильм «Предел риска» (Margin Call) устроен как образцовый триллер. Только там, где в обычном триллере достают пистолет, у режиссера Джей Си Чандора говорят о «повышении волатильности». Работает посильнее выстрелов
outnow.ch
outnow.ch

Команда специалистов по работе с персоналом входит в офис инвестиционного банка как спецназ. Трейдеры втягивают головы в плечи, как рота новобранцев под обстрелом. К уволенному обращаются как к умирающему. Осень 2008 г., все очень жестко. Но еще никто не знает насколько.

Финансовый триллер «Предел риска» сделан с соблюдением классических единств: времени (чуть больше суток), места (герои лишь изредка покидают офис) и действия (которое неумолимо движется к известному финалу – краху банка и обвалу рынка). Джей Си Чандор, сам написавший сценарий фильма, держит напряжение практически на одних разговорах (чем уже заслужил лестное сравнение с одним из лучших голливудских писателей – Дэвидом Мэметом). Весь нешуточный саспенс остроумно строится на том, как информация о катастрофическом положении поднимается по банковской вертикали.

Графиками волатильности здесь пугают только в самом начале, когда рядовой аналитик из отдела управления рисками (Захари Куинто) остается после работы, чтобы закончить расчеты стремительно уволенного шефа (Стэнли Туччи). А с каждым новым начальником ситуация с акциями, обеспеченными ипотечными кредитами, разъясняется все более человеческим языком. Так что когда очередь доходит до самого верха, глава компании (Джереми Айронс) просит изложить ему дело так, как будто он пятилетний ребенок или лабрадор.

Неожиданное сравнение с лабрадором, возникающее в середине картины, напоминает о метафоре, которой обрамлен финансовый сюжет. У топ-менеджера (Кевин Спейси) умирает от рака собака. В начале фильма он говорит об этом подчиненному (Пол Беттани), а в конце закапывает собачий труп. Компания к этому времени уже похоронена. Тут есть патетика, но даже она не портит фильм.

Показывая людей, ответственных за начало кризиса, Джей Си Чандор успешно избегает обвинительной риторики. Обвинение содержится скорее в структуре фильма. Он построен по законам классицистской трагедии, но с существенной поправкой: здесь невозможен трагический герой. Каждый из группы персонажей, поставленных перед фактом скорой и неизбежной катастрофы, независимо от степени совестливости осознает бессмысленность благородных жестов и делает прагматичный выбор. Они и раньше понимали, в какую пришли профессию. Ближе к финалу герой Стэнли Туччи, человек-калькулятор, подсчитывает, сколько времени сэкономил жителям какого-то городка мост, который он спроектировал, когда работал инженером. То есть мораль в «Пределе риска» неназойливая, зато наглядная, в цифрах.