Фильм «Страна ОЗ» жестоко издевается над главным отечественным праздником
Картина Василия Сигарева сделана в жанре новогодней комедии, но совершенно инфернальнойПредыдущий фильм Василия Сигарева «Жить» был о мертвых, вступающих в сложные взаимоотношения с живыми. Следующий фильм, у которого пока нет названия, будет боевиком о зомби. Между двумя этими произведениями уютно расположилась «Страна ОЗ», которая позиционируется как новогодняя комедия и в то же время напоминает путешествие по кругам ада, озаренного сполохами петард. Ну да, конечно: в названии книги Данте Алигьери тоже было слово «комедия», и перед тем, как герои выбирались из преисподней, тоже становилось очень холодно.
Надо пояснить, что Сигарев с его тремя фильмами (еще был «Волчок») и несколькими пьесами – одно из самых заметных явлений в российской культуре последнего десятилетия: картину «Жить» легко представить не только в кинотавровском, но и в берлинском или венецианском конкурсе. Но «Страну ОЗ» по фестивалям особо не повозишь: иностранным зрителям трудно будет понять этот исконно русский продукт, оперирующий очень русскими представлениями о празднике и счастье.
Героиня «Страны», снегурочка-дурочка по имени Ленка Шабадинова, выбравшись из своего поселка Малые Ляли, пускается в путешествие по плохо знакомому Екатеринбургу. Ей надо найти улицу Торфорезов – там находится киоск, в котором весь следующий год ей предстоит работать продавщицей на зарплате в 15 тысяч рублей в месяц. Водитель первой же попутной машины (Евгений Цыганов) оказывается смертельно обдолбан и по встречке уносит Шабадинову в немыслимые дали, которые не имеют никакого отношения к ее пункту назначения. С большим трудом оставшись в живых и вернувшись в Е-бург, Шабадинова встречает поэта и барда (Владимир Симонов), неисправимого романтика, живущего в сети. А еще он адепт тантрического секса. Спасаясь от него, Шабадинова окажется в квартире пожилой дамы (Инна Чурикова), приторговывающей косметикой и делящей жилплощадь с тремя сыновьями-чудовищами, «диванными воинами». А на улице Торфорезов в ларьке Ленку тем временем уже устали ждать герои Александра Баширова и Андрея Ильенкова (писателя и соавтора сценария «Страны ОЗ»). Их пьяные диалоги, одна из главных тем которых – копрофагия, окончательно убеждают зрителя, что куда-куда, а на работу героине лучше не торопиться.
Прощание с матом
В прокатной версии «Страны ОЗ» все матерные слова «запиканы» в связи с законом, запрещающим употреблять их в кинофильмах. Сигарев готовился к этому загодя и с ужасом: еще полтора года назад, когда фильм был уже снят, но еще не смонтирован, он закатил на «Кинотавре» вечеринку по поводу прощания с нецензурной руганью. В финале праздника Яна Троянова и Гоша Куценко, все в белом, разрезали торт, на котором были выложены слова, похожие на «ерунда» и «конец». Тогда же Сигарев утверждал, что закон о запрете мата был принят по инициативе Станислава Говорухина, и именно после того, как тот рассорился с Яной Трояновой, «пославшей его по известному адресу».
«Страна ОЗ» шокировала первых зрителей не обилием матерных выражений (а Сигарев умудряется вложить пару непечатных слов даже в уста почтенной Инны Чуриковой – говорят, актриса снималась чуть ли не тайком от своего мужа Глеба Панфилова). Проблема скорее в том, что Сигарев бесстрашно и беспощадно деконструирует святое, замахнувшись на Новый год, который до сих пор официально преподносится телевидением и кинопрокатом как самый светлый и многообещающий праздник. Многие совершенно искренне его так воспринимают, ориентируясь на детские и юношеские впечатления. Но «Страна» от сюжета к сюжету становится все более ядовитой – и если наличие наркомана, барда-перверта, быдла в трениках и проституток (а имеются и проститутки в исполнении Алисы Хазановой и Дарьи Екамасовой) еще можно простить, то обилие калоедских новогодних шуток многих заставило всерьез передернуться.
Одной из мишеней Сигарева является спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым киносериал «Елки», состоящий из многочисленных оптимистических новелл. «Страна ОЗ» – злой и временами очень смешной гротеск – тоже состоит из новелл, только здесь вместо пушистого снега с неба валит каустик. Рецензенты, видимо от шока, наперебой предлагают зрителю «узнать в картине себя» и «посмеяться над собой». Интересно, сколько зрителей реально согласятся узнать себя в герое Баширова или в заторможенной Шабадиновой, которая в исполнении Яны Трояновой периодически напоминает плохо смазанного робота. И Новый год в этом фильме выглядит как высокотравматичный токсикогенный карнавал – каким он, впрочем, и видится любому врачу скорой помощи, в чью «Страну ноль три» люди толпами отправляются из страны чудес утром 1 января.
Нельзя не заметить, что «Елкам» и Бекмамбетову «Страна ОЗ» отчасти обязана Гошей Куценко, герой которого на общем фоне производит приятное впечатление: он хоть и сумасшедший, а все-таки дарит героине Трояновой и зрителю оптимизм. Который, конечно, приходит вместе с похмельем. Но что делать, так уж устроены русские праздники, что похмелье в них порой странным образом оказывается не болезнью, а исцелением. Если до него доживешь, конечно.
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»