Первый в Европе музей ювелирного искусства работает в итальянской Виченце
Экспонаты для него отбирали дизайнеры и искусствоведыРасположенная недалеко от Венеции, Виченца знаменита своим великолепным театром и другими архитектурными памятниками XVI века, возведенными Андреа Палладио. Выдающийся практик и теоретик архитектуры, он построил здесь, на берегах реки Бренты, множество вилл для дворянских семейств Серениссимы. Эти строения с присущими им классическими формами и изысканными пропорциями являют собой выдающиеся образцы изящества и элегантности, созданные гением мастера, почившего в 1580 году.
Однако сегодня Виченца славится не только как сокровищница архитектуры, но и как мировая столица золота и драгоценностей: здесь проходит ювелирная выставка VicenzaOro, которая в январе этого года привлекла 33 000 посетителей, 1500 брендов и более 18 000 закупщиков.
Чтобы подчеркнуть важность региона как одного из мировых центров ювелирного искусства, и был организован «драгоценный» музей. Он задуман не как скучное хранилище запылившихся древностей, а как живое отражение той роли, которую играют в нашей жизни ювелирные украшения. И здание для него выбрали соответствующее – базилику Палладиана, еще одно выдающееся творение Андреа Палладио, что свидетельствует о важности стоящих перед музеем задач: налаживать плодотворный диалог между прошлым и будущим на основе главной точки соприкосновения между ними – красоты. Построенная в XVI веке базилика расположена в самом центре Виченцы и с 1994 года является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то в этом двухэтажном здании площадью 400 кв. м размещались городская администрация, а также ателье и магазины местных купцов.
Музей ювелирного искусства родился в результате совместных усилий городских властей Виченцы, Маттео Марцотто, президента выставочного комплекса Fiera di Vicenza, где проходит выставка VicenzaOro, и директора музея Альбы Каппельери. Госпожа Каппельери – преподаватель ювелирного дизайна в Политехническом университете Милана, один из ведущих специалистов в области ювелирного искусства, инициатор многих важных исследований, посвященных золоту, драгоценностям, украшениям и моде. Она нацелена на всемерное развитие ювелирной культуры через изучение ее символического смысла и современного состояния. Именно Каппельери предложила сделать в музее девять небольших, современно оформленных тематических залов: «Красота», «Функция», «Магия», «Символы», «Искусство», «Мода», «Дизайн», «Звезды» и «Будущее». Для оформления каждого зала Каппельери вместе с Марцотто выбрала определенного куратора. В число кураторов вошли Альдо Баккер, Гис Баккер, Бьянка Каппелло, Франко Колоньи, Деанна Фарнети Чера, Грациелла Фолькини Грассетто, Стефано Папи, Маура Пиччау и Паоло Мария Гуаррера, Альфонсина Руссо и Ида Карузо – специалисты с мировым именем.
Зал «Красота», в котором выставлены шестнадцать колье, курировал Франко Колоньи, легендарная фигура в мире высокого часового и ювелирного искусства. «Я хотел, чтобы экспозиция была не статичной, застывшей, устаревшей или скованной отжившими ювелирными традициями, а в высшей степени живой, современной, поэтому выбрал для нее только колье: они являются сердцем любого ювелирного гарнитура, да и женщины носят их в непосредственной близости от сердца, источника всей красоты мира, – говорит Колоньи. – Кроме того, колье воплощают лучшие качества, которыми сегодня славятся драгоценности, – они высокохудожественные, удобные в носке, изысканные и в то же время простые, качественные по дизайну, новаторские».
Деанна Фарнети Чера, историк ювелирного искусства, отвечала за зал «Мода». Великолепные украшения из ее личной коллекции становятся свидетелями успешного взаимодействия между дизайнерами одежды и ювелирами, выражая современную креативность в изысканных формах, причем ценность этих ювелирных изделий вовсе не в их внутренней стоимости, а в узнаваемом стиле признанных мастеров.
«Все эти девять залов раскрывают свои сокровища постепенно, – говорит Каппельери. – Это не то место, которое должно поражать посетителей; кроме того, они приходят сюда не как пассивные наблюдатели: с экранов, имеющихся в каждом зале, звучат голоса кураторов, рассказывающих истории, которые никого не могут оставить равнодушным».
В музее более 400 экспонатов, что позволяет ему, по словам Альбы Каппельери, «демонстрировать многоликость ювелирного искусства». «Здесь происходит взаимообмен и творческая перекличка между древностью и современностью. Шедевры этрусского и неоклассического ювелирного искусства соседствуют в музее с ультрасовременными произведениями, напечатанными на 3D-принтере, что гарантирует интересное, удивительное путешествие».
Единственная декларация директора, изделие, которое она выбрала на свой вкус, – колье «Молния» от Van Cleef & Arpels. Оно встречает посетителя у входа в первый зал. Это легендарное украшение было придумано Уоллис Симпсон, но изготовлено лишь через несколько лет после ее смерти. Вряд ли какое-то еще ювелирное изделие могло бы стать столь же наглядным примером идеальной гармонии между искусством, мастерством, технологиями, творческим воображением, поэзией и красотой, как это.
Оформить интерьер и расположить драгоценности в витринах пригласили испанского дизайнера Патрисию Уркиолу. Впечатляющее соединение легендарной базилики, одного из красивейших зданий в Италии, и ювелирных украшений побудили Уркиолу разработать девять различных «нарядов» – свой для каждого зала, чтобы передать дух и динамизм представленных там тем. «Потребовалось проложить символические дорожки от мраморных галерей с их палладианскими окнами к залам музея, витринам и стендам, а затем к драгоценностям», – говорит она.
Помимо основной экспозиции музей предлагает также насыщенную культурную программу, которая включает семинары и учебные занятия. Каталог музея, напечатанный издательством Marsilio, выпущен в девяти томах, посвященных каждый своему залу.
Перевел Андрей Ганкин