Здание фонда Louis Vuitton – самая новая достопримечательность Парижа
Какое искусство созвучно этому произведению современной архитектуры«Мечта сбылась» – такими словами Бернар Арно, президент группы LVMH, приветствовал давно ожидаемое открытие выставочного центра Fondation Louis Vuitton, которое состоялось в Париже 27 октября 2014 года. Здание, оснащенное по последнему слову техники, которое спроектировал архитектор Фрэнк Гери, весьма оживило Сад акклиматизации, старинный парк между Парижем и городком Нёйи-сюр-Сен (открывал парк лично король Наполеон III в 1860 году). Там, где когда-то стояли Аквариум и Палмариум, теперь вознесся хрустальный храм Fondation Louis Vuitton, в котором многократно отражается Париж и который логично вписывается в окружающий пейзаж. Гарвардский университет уже признал постройку, где нашлось место всем видам искусства, одним из наиболее интересных для изучения образчиков современной архитектуры.
Над зданием взметнулись двенадцать стеклянных парусов общей площадью 13 500 кв. м, изготовленных из уникальных панелей на основе инновационных технологий. «Технологические новшества внедрялись на протяжении всего строительства, – сразу после церемонии открытия заявил Жан-Поль Клавери, арт-консультант Бернара Арно и группы LVHM. – Возьмем паруса. Вплоть до недавнего времени такие изогнутые линии можно было получить лишь путем соединения плоских панелей, которые образовывали многогранную искривленную поверхность. Теперь же паруса были выполнены иначе благодаря уникальному способу. Речь идет о Digital Project – программе трехмерного моделирования, разработанной компанией Gehry Technologies и базирующейся на системе автоматизированного проектирования CATIA от французской компании Dassault Systemes. Уникальные особенности этой программы и позволили создать сложные формы, задуманные Фрэнком Гери». Каждую стеклянную панель особым образом согнули, и в результате получилась безупречная, идеальная изогнутая поверхность без углов. Чтобы стеклянные поверхности соответствовали заданным параметрам гибкости и кривизны, пришлось изготовить специальную печь.
Собственно здание, так называемый айсберг, покрыто, как написано в официальном пресс-релизе, «19 000 белых листов ультрапрочного армированного волокном бетона, известного под названием Ductal. Каждая панель отлита в форме по специальному шаблону в соответствии с ее местом в строении».
Сооружение, построенное с учетом всех экологических стандартов, с галереями, гротом, многофункциональным залом, рестораном, книжным магазином, разнообразными выставочными пространствами, садом и многочисленными террасами, с которых открывается захватывающий вид на город, через 55 лет будет передано Парижу. «Это наш дар, способ отплатить за добро», – говорит Клавери. Дар бесценный, родившийся в результате многолетнего взаимодействия между компанией Louis Vuitton, Парижем и миром искусства. «LVMH – главный меценат во Франции среди частных компаний, – отмечает Клавери. – В новом здании фонда все поставлено на службу искусству и культуре в полном соответствии с имиджем Парижа как культурной столицы. Пространства задуманы так, чтобы подчеркнуть многоплановость искусства, ведь это понятие включает и танец, и театр, и музыку, и кино – все то, что способствует изобретению новых форм и прославлению творческого акта». «Это здание – свидетельство многолетней преданности определенному месту и выражение решимости увековечить фонд», – дополняет пресс-релиз.
Фонд Louis Vuitton был учрежден в 2006 году по инициативе Бернара Арно, «но идея его создания родилась в августе 1990 года в ходе моей первой встречи с Арно, когда я был советником министра культуры Франции Жака Ланга», – написал Клавери в брошюре, выпущенной к открытию фонда. За прошедшие двадцать с лишним лет LVMH потратила много средств на поддержку искусства, осуществив более 40 проектов: она проводила выставки, выпускала книги, заказывала произведения искусства, занималась меценатством.
Уважение к творческой деятельности и искренний интерес к искусству всегда отличали Бернара Арно, дальновидного предпринимателя, который никогда не боялся инвестировать в творчество. Это касается и выбора руководителей входящих в LVMH модных домов, и круга художников, с которыми сотрудничала группа, главным образом ее ведущий бренд Louis Vuitton. Вот что говорится по этому поводу в пресс-релизе: «Сотрудничество с Солом Ле Виттом, Сезаром и Оливье Дебре способствовало плодотворному взаимодействию между изобразительным искусством и креативной составляющей бренда. Боб Уилсон, Олафур Элиассон и Уго Рондиноне украшали витрины к Рождеству; Стивен Спрауз, Такаси Мураками, Ричард Принс и Яйо Кусама по просьбе Марка Джейкобса участвовали в подготовке коллекций Louis Vuitton. Это привело к созданию свежего, энергичного, обновленного восприятия бренда».
Одним из талантов, которые привлек к сотрудничеству Fondation Louis Vuitton, стал выдающийся зодчий современности Фрэнк Гери. «Это здание – живое пространство, открытое для перемен. Я хочу, чтобы оно стало для всех вас чем-то особенным», – заявил 91-летний архитектор на церемонии открытия. Американец не скрывает своего восхищения Францией и ее «искусством жить»: «Я люблю Францию с того самого времени, когда в 1960-е годы приехал сюда изучать готическую архитектуру. Бернар Арно – поистине увлеченный человек, испытывающий неподдельный интерес к искусству, музыке, литературе… Мы с ним активно сотрудничали. Все мои здания созданы в соавторстве с заказчиками: совместная работа превращает процесс разработки проекта в нечто более увлекательное, с трудно прогнозируемым результатом. Мне нравится, что это здание оставляет ощущение некоторой незавершенности – в этом смысле в нем есть что-то от Пруста: каждый, кто сюда приходит, вновь и вновь обретает его, обнаруживая здесь прошлое, настоящее и будущее. Это здание дает возможность приглашать художников, ничем не ограниченных в свободе самовыражения. Я создал эту скрипку, и теперь очередь Сюзанны Паже, арт-директора фонда, на ней играть».
Такая ответственность Сюзанну Паже не пугает. «Для начала фонд представит семь произведений, выполненных по нашему заказу, которые хорошо рифмуются с яркой архитектурой Фрэнка Гери. Кстати, ей мы посвятили специальную выставку», – говорит она.
Произведения, которые упоминает Паже, созданы наиболее влиятельными современными художниками. В конференц-зале выставлена работа Эллсуорта Келли, в «Гроте» – объемная инсталляция Олафура Элиассона. В галереях 1 и 2 представлены Сара Моррис и Тэрин Саймон, в галерее 10 – Серит Вин Эванс, на Западной террасе – Адриан Вийяр Рохас. Джанет Кардифф и Джордж Бьюрес Миллер предлагают мультимедийную прогулку по зданию, организованную навстречу потоку.
В дальнейшем фонд планирует самую разнообразную деятельность. В новом здании разместится постоянная экспозиция, состоящая из работ, принадлежащих фонду и лично Бернару Арно. Отбор произведений, по словам Паже, будет осуществляться на основе «предвзятого мнения» – ее личного взгляда на связь различных форм искусства новейшего времени и последних лет. Помимо этого здесь будут проходить временные выставки, организованные в сотрудничестве с другими авторитетными институтами подобного рода. Специальная программа предусматривает заказ произведений современным художникам, как признанным, так и начинающим, но уже успевшим завоевать авторитет. «Весь модный Дом питает спокойное электричество», – комментирует Сюзанна Паже.
«Мода – это прикладное искусство с мощной эмоциональной составляющей, – подытоживает Клавери. – Фонд носит имя Louis Vuitton, но на самом деле его поддерживает вся группа LVMH, просто Louis Vuitton наиболее знаменит благодаря присущим ему совершенству, мастерству, креативности, «искусству жить». Тем не менее все модные дома нашей группы разделяют взгляды Арно, человека образованного и бесстрашного. Роскошь подразумевает свободу – свободу творчества и самовыражения, но и свободу брать на себя ответственность. В этом смысле я вижу реальные точки соприкосновения между этим вкладом в культуру и нашим основным бизнесом – роскошью».
Перевела Елена Туева