Европа и США переживают бум интернет-аукционов произведений искусства
Основатели онлайн-аукционного дома Paddle8 объясняют, почему это произошлоВ этой истории больше имен программистов и инвесторов, чем художников и арт-критиков. А началась она в 2010 г., когда Александр Джилкес и Адитиа Юлка основали онлайн-аукционный дом Paddle8.
Известно, что «творческий путь» Джилкеса начинался в LVMH, где он работал в команде по «перекройке» таких брендов, как Hennessy и Krug Champagne. Именно тогда его заинтересовала тема влияния современного искусства на кино, моду, архитектуру и маркетинг. «При этом пути покупки произведений современного искусства были какими-то туманными, полными барьеров и препятствий, – говорит Джилкес. – Когда Симон де Пури и Бернар Арно позвали меня работать в Phillips de Pury, я сосредоточился на том, как привнести в процесс аукциона современный контекст. Интересно, что никакого арт-образования у меня не было. Моя дипломная работа касалась культурной политики в СССР. Я изучал такие вещи, как ждановщина, много времени проводил в Санкт-Петербурге и каждый день ходил в Эрмитаж. Первой выставкой современного искусства, которую я увидел, была Sensation в Royal Academy, с которой началась известность Дэмиена Херста».
Уже работая в Phillips, Александр Джилкес заметил, что аукционные дома сосредоточены на продаже произведений современного искусства стоимостью от $1 млн. Остальные произведения продаются в течение года, но не в «сезон аукционов», а сегмент современных произведений стоимостью $2000–20 000 большими аукционными домами практически не обслуживается.
«К примеру, у вас есть работа Трейси Эмин, – Джилкес пишет что-то в воздухе. – Как ее продать? Идете в галерею White Cube, но там говорят, что не будут возиться, что им выгоднеt не иметь, чем иметь, хранить и продвигать на рынке такую работу. Вы идете в аукционные дома. Ответ: не по адресу. В итоге вы оказываетесь в каком-нибудь аукционном доме с нерегулярными аукционами, и сколько ждать – неизвестно. Через месяцев шесть работу наконец берут в каталог, но если она не продалась, то по правилам надо ждать еще 18 месяцев, прежде чем выставить на торги снова. И за такие услуги аукционный дом берет 15–20% от вырученной суммы! Я сам в душе викторианец и коллекционирую всякие интересные вещицы. Однажды, например, купил на eBay чучело петуха-альбиноса и подумал: почему я могу без проблем купить чучело петуха, но не могу так же легко вложить деньги в хорошее произведение современного мне художника? Мы – цифровое поколение, разбираемся в технологиях, постоянно путешествуем и мигрируем, мы информированны и образованны, мы знаем, за что стоит платить и что сколько стоит, мы привыкли к скорости. Тогда почему мы должны покупать современное искусство, которое создаем как поколение, через какие-то старые схемы? Я чувствовал, что пришло время создать современный онлайн-аукционный дом, который продает работы стоимостью $1000–100 000, где каждая работа оценивается профессионалом и имеет потенциал прироста ценности и стоимости в будущем. Такое идеальное место для ивестиционного банкира, который хочет инвестировать в современное искусство, но не имеет возможности глубоко в нем разбираться и тратить много времени на поиск и покупку работ».
В это же самое время инженер из Гарвардской бизнес-школы Адитиа Юлка недоумевал, почему провод, купленный на Amazon, можно получить за один день, а дорогую вещь, и особенно произведение искусства, доставка которого стоит несоизмеримо дороже, приходится ждать очень долго. Его не устраивало соотношение XXI века: цена/время.
«И вот мы сошлись, как Инь и Ян, – смеется Джилкес. – Он со своими мыслями о процессе и я со своими мыслями о коллекционерах. Мы начали думать о том, как открыть аукционный дом, который бы работал 24/7. Придумали способ стандартизировать упаковку и способ доставки, минимизировав расходы. Написали бизнес-план и пошли за советом к профессору Адитии в Гарвардскую бизнес-школу. Вместо ответа он подошел к столу, выписал чек на внушительную сумму и отправил нас со словами: «Сейчас же идите и делайте». Так мы стали стартапом и, как все стартапы, начали проводить раунды по «подъему» инвестиций. Первые инвестиции ($4 млн) в нас вложила компания Founder Collective. Эти инвестиции позволили нам купить платформу для онлайн-аукционов Blacklots вместе с командой. Но чтобы развиваться, надо было привлечь персоналии из области современного искусства. В LVMH я усвоил принцип: сначала делаешь haute couture, потом строишь prêt-à-porter. Поэтому мы предложили компании Дэмиена Херста Science Ltd обсудить варианты сотрудничества. Херст как раз ушел из нескольких галерей и искал варианты дистрибуции своих работ. Так он стал нашим инвестором. За ним пришел и Джей Джоплинг, у которого в галерее White Cube Херст, кстати, все еще остался».
Помимо художника и галериста во втором раунде инвестиций в Paddle8, который составил $6 млн, участвовали такие венчурные инвесторы, как Founder Collective, Redline Capital Management S.A., Mellon Family и Александр фон Фюрстенберг – основатель «оппортунистической» (по мнению crunchbase.com) инвестиционной компании Ranger Global Advisors. «Это опытные инвесторы, – говорит Джилкес. – Они оценивали не столько нашу идею, сколько перспективы развития рынка продаж современного искусства онлайн и команду, к которой тогда уже присоединился звезда финансового моделирования Осман Кхан, пришедший к нам из Goldman Sachs».
При этом оставаться чисто технологической компанией Paddle8 не могла. Нужно было «создавать себе рынок», то есть стабильные спрос и предложение современного искусства онлайн.
«Я всегда проводил много благотворительных аукционов, – объясняет Джилкес. – И меня поражало, сколько усилий уходит на то, чтобы продать билеты по $10 000. На продажу самих работ тратится гораздо меньше. При этом работы зачастую прекрасные. Но у многих потенциальных покупателей просто нет времени ехать и сидеть целый вечер на благотворительном аукционе. Поэтому я стал предлагать начинать торговать лотами на своей платформе за две недели до мероприятия, а во время самого аукциона брать ставки не только из зала, но и из интернета. Опыт показал, что таким образом суммарную выручку от аукциона можно увеличить на 40%. Причем покупатели онлайн, которые хотели бы, но не могли участвовать в мероприятии физически, часто оказывались членами совета директоров музеев. Таким образом мы построили прекрасную клиентскую базу, куда позже пришли люди из мира моды, дизайна, кино. Мы также проводили множество «тематических» аукционов офлайн, но с использованием нашей технологии, куда приглашали специалистов из Sotheby’s, Christie’s, Gagosian. Со временем такие музеи, как Royal Academy и LACMA (Los Angeles County Museum of Art), стали продавать через нас. Так бренд Paddle8 стал настолько узнаваем и надежен, что люди чувствуют себя комфортно, платя $90 000 онлайн за произведение, которое они видят в формате .jpeg.
Так происходит потому, что мы с самого начала занимались построением правильного контекста онлайн. В частности, для этого мы учитываем то, как современные люди коллекционируют. Вы когда-нибудь замечали, что наше поколение коллекционирует, как сороки? Нам мало картины Ротко, нам нужен еще викторианский чайник, маска, сделанная жителем африканского племени, и средневековый европейский столик. Поэтому мы предлагаем произведения «пакетами», по логике «если купили это, то к нему подойдет это». Мы также фокусируемся на персоналиях и рассказываем о них онлайн-истории. Так, мы делали аукционы с участием Робина Уильямса, Марины Абрамович, Грейс Коддингтон, Тори Берч, Дэмиена Херста, Трейси Эмин. Мне всегда интересно, каким образом то, как люди коллекционируют, рассказывает о них историю».
В 2014 году Paddle8 провела третий раунд инвестиций, который привлек $7 млн, крупного инвестора Mousse Partners и братьев Уинклвосс. Им было интересно посмотреть, как биткоин будет вести себя в арт-мире. Но Paddle8 решил подождать с принятием биткоина в качестве оплаты, пока валюта не стабилизируется. «Думаю, что все наши инвесторы просто понимают, что мы можем стать eBay для рынка роскоши, – говорит Джилкес. – Мы не собираемся останавливаться на современном искусстве. У нас в планах, например, запуск аукциона часов. Недавно у нас была прекрасная коллаборация с компанией Apple, которая создала для нас уникальные золотые наушники. Наш рост составляет 400% в год, за год мы втрое увеличили количество работников, открыли офис в Лондоне. Средняя стоимость наших лотов – $5000, и она продолжает расти. Мы проводим 40 тематических аукционов в месяц. С нами хотят работать художники и музеи, которые пробуют строить дистрибуцию своих работ по-новому. Я думаю, что технологии никоим образом не изменяют креативного процесса, они просто меняют способ доступа к работам, и уже сейчас наш самый сильный рост наблюдается в сфере продаж произведений современного искусства через приложение для смартфонов. Я полагаю, что объем рынка продаж современного искусства онлайн в ближайшие четыре года вырастет в два раза».