Назначение женщин на руководящие посты постепенно становится обычным делом
Хотя в руководстве крупных компаний и рейтинге Forbes процент женщин по-прежнему невеликЧем больше среди руководителей компании женщин, тем больше у них шансов на процветание, убеждена Татьяна Олифирова, председатель совета Клуба независимых директоров Сколково: «Большинство женщин обладают такими качествами, как хорошо развитая интуиция, основательность, детальность, тщательность в решении поставленных задач, отсутствие склонности к риску, принятию быстрых и необдуманных решений. Женщины лучше справляются с работой в многозадачном режиме, им в большей степени присуща роль интегратора. Кроме того, женщине, чтобы стать топ-менеджером, приходится гораздо больше работать над собой и проходить гораздо более жесткий отсев, чтобы занять должность. И те, кто в финале добивается продвижения, как правило, очень и очень конкурентоспособны».
«Это был тимбилдинг. Первое упражнение – спрыгнуть на страховочном тросе с восьмиметровой сосны. А ведь еще во время подготовки программы я сказала: все знают, что я смертельно боюсь высоты, поэтому, пожалуйста, никаких высотных упражнений – даже на уровне стула. Что делать? У меня заходили желваки, затряслись коленки, я задумалась, кого бы убить, с этими мыслями залезла на дерево и прыгнула вниз. По-другому я не могла, потому что мы – команда, а я в этой команде главная», – так рассказывает о своих принципах менеджмента единственная в России женщина – руководитель дилерской компании Татьяна Луковецкая. Уже много лет она «рулит» розничными продажами в группе компаний «Рольф», заработав у друзей и конкурентов прозвище Retail Queen. Карьеру в автобизнесе она начала в 1992 г. сразу после института, с позиции приемщицы в автосервисе. Но быстро выяснилось, что ей по силам более сложные задачи, чем беседы с клиентами по телефону.
«Я стала сервис-менеджером и руководила командой из 120 человек: одни мужчины, и почти все старше меня. Притом эти механики и мастера знали меня как девочку Таню, которая пришла к ним, ничего не соображая в автобизнесе. Вот это и был главный гендерный челлендж», – вспоминает Луковецкая.
Как она завоевывала авторитет? По собственным словам, способностью слушать и слышать, управлением, основанным на принципах конкуренции и стимулирования лидерских качеств подчиненных. Доказывая, что знает все до мелочей и все контролирует. Луковецкая вспоминает, как, будучи уже директором дилерского центра «Рольф-Юг», сама сидела ночью в засаде, ждала, когда привезут и спрячут партию запчастей, которые потом мастера будут продавать клиентам из-под полы, в обход кассы, – распространенный в то время способ «нагреть» руководство. «Я знала, что в этот день должна прийти машина, ждала ее. Потом вышла с берданкой и сказала все, что о них думаю. И они поняли, что я не остановлюсь».
Свои действия она не считает чем-то особенным и не думает, что мужчине на ее месте было бы легче. «Мне кажется, что бизнес не должен придерживаться пола, возраста, религии и национальной принадлежности», – объясняет Луковецкая.
Пол имеет значение, возражают авторы исследования Международной организации труда (МОТ), обнародованного в январе этого года. Присутствие женщин в менеджменте очень желательно: это повышает эффективность бизнеса, указывают они.
Согласно статистике в мировых бизнес-школах число женщин на программах MBA колеблется от 20 до 30%, и Россия подтверждает мировой тренд, рассказывает директор по развитию Московской школы управления Сколково Анна Харнас. А на программах МВА и ЕМВА в бизнес-школе Сколково с 2006 г. порядка 35% слушателей – женщины, отмечает она. Большая часть из них имеют за плечами успешную карьеру в корпоративном секторе.
Растет и число дам, желающих запустить собственный бизнес: в последнем наборе Стартапа академии Сколково доля представительниц слабого пола также достигла 35%. «Наши выпускницы добиваются не меньших успехов в бизнесе, чем их одногруппники», – подчеркивает Харнас. Среди самых ярких начинаний она называет проект по производству «здоровой» еды Bio Food Lab Елены Шифриной, проект Ilovekolomna по туристическому продвижению подмосковной Коломны Марии Фоминой, стартап «Праздник в кубе» по продаже наборов для самостоятельной организации детских праздников Елены Липановой, а также благотворительный фонд «Галчонок» Екатерины Ахановой, помогающий детям с органическими поражениями центральной нервной системы. Все эти проекты являются социально значимыми и ставят перед собой более широкие задачи, чем получение прибыли, подчеркивает Харнас.
Назначение женщин на руководящие посты постепенно становится обычным делом даже в консервативных странах ближневосточного и азиатского регионов, свидетельствует последнее исследование Women Matter компании McKinsey. Смешанные советы директоров принимают более эффективные решения, объяснили мужчины-респонденты в ходе этого исследования.
«Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны к поиску и развитию талантов у подчиненных», – перечисляет достоинства своих сотрудников банкир из Кувейта. «У женщин меньше предубеждений, они готовы вовлекать в обсуждение более широкий круг собеседников», – поделился мнением с исследователями чиновник из Бахрейна. «Женщины более осторожны и склонны проверять все детали сделки, мужчины быстрее принимают решение, и лучше, если в вашей команде будет представлена и та и другая линия поведения», – считает руководитель компании из ОАЭ.
В рейтинге миллиардеров, составляемом Forbes, по итогам 2014 г. оказалось рекордное количество женщин – 172, на четверть больше, чем в 2013-м. Области, где дамы зарабатывают огромные состояния, стремительно расширяются – теперь среди них и такие традиционно мужские сферы, как производство автомобилей и программирование, отмечают эксперты WealthInsight – ресурса, специализирующегося на изучении богатейших жителей планеты.
Настоящей родиной миллиардерш на протяжении многих лет остается Северная Америка. Здесь живет каждая третья участница рейтинга. Например, в США «прописана» самая богатая в мире дама – наследница торговой империи Wal-Mart Кристи Уолтон. Состояние в $36,7 млрд позволило ей обогнать лидировавшую в 2013 г. совладелицу l’Oreal француженку Лилиан Беттанкур.
Европа чуть-чуть отстает: здесь живут 32% миллиардерш. Азию и Южную Америку называют домом по 14% богатейших женщин, Ближний Восток – 3%, а Африку – чуть больше одного.
Тем не менее список пополняется в первую очередь за счет женщин из стран с развивающейся экономикой, отмечает WealthInsight. Так, самой юной миллиардершей в списке Forbes оказалась 24-летняя Перенна Кей из Гонконга. Девушке принадлежит 85% в компании Logan Property Holdings. Ее отец – Цзи Хайпэн – председатель совета директоров и генеральный директор в семейной компании.
В рейтинге Forbes появилась и первая дама-миллиардер из Нигерии. Это самая богатая чернокожая женщина Фолоруншо Алакиджа с состоянием $2,5 млрд. Она владеет и управляет нигерийской нефтедобывающей компанией Famfa Oil, которую получила в наследство от мужа. Нашлись миллиардерши также в Макао, Анголе и Казахстане.
Анализ, проведенный WealthInsight, показывает, что в Азии женщины гораздо чаще сами зарабатывают свои миллиарды, тогда как их западные коллеги по списку в основном получают деньги в наследство. Причина, по мнению аналитика WealthInsight, заключается в бурном росте экономики Гонконга и Китая за последние 10 лет. У женщин появлялась возможность начать свое дело в таких секторах, как недвижимость или производство, объясняет эксперт. Западная экономика все это время пребывала в лучшем случае в стабильном состоянии.
Но, конечно, self-made-миллиардерши есть и на Западе. Например, британка Дениз Коутс, состояние которой Forbes оценил в $1,6 млрд. Опираясь на опыт, накопленный за время работы на букмекерские конторы отца, и собственное понимание рынка, Коутс создала игорный холдинг Bet365. Сейчас это одна из крупнейших в мире игорных империй в онлайн-пространстве.
Итак, за сто с лишним лет борьбы за право руководить крупнейшими компаниями женщины, казалось бы, убедили в обоснованности своих притязаний даже самые консервативные сообщества.
Однако по всему миру их процент среди топ-менеджеров до сих пор невелик. В большинстве стран женщины занимают менее 5% позиций гендиректоров в крупных корпорациях, отмечает Международная организация труда. Чем крупнее компания, тем меньше вероятность, что ее возглавляет женщина. Исключение составляют Норвегия (здесь дамы занимают 13% директорских позиций в крупных фирмах) и, как ни странно, Турция, что объясняется развитием в этой стране семейного бизнеса и традиционно важной ролью женщины в жизни семьи (11% директорских позиций в крупном бизнесе).
Зато на руководящих постах в малых и средних предприятиях по всему миру женщин больше. За последние 20 лет гендерная пропорция на средних менеджерских позициях изменилась в пользу женщин в 80 из 108 стран, в которых проводилось исследование МОТ. По последним доступным данным, самая высокая доля женщин в менеджменте, как ни странно, на Ямайке – почти 60%, а самая низкая – в Пакистане – всего 3%. Кстати, Россия по этому показателю заняла 25-е место (49%), обогнав, например, Великобританию, оказавшуюся на 41-м месте с «женской» долей в 34%.
Сохраняется, согласно декабрьскому отчету МОТ, и разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами. В 38 странах, изученных организацией, он составил от 4 до 36% в пользу представителей сильного пола. При этом уровень образования, опыта, стажа, загрузка на работе у женщин были выше, чем у их коллег-мужчин.
Изучив полный список миллиардеров Forbes, также можно сделать вывод, что женщин среди самых состоятельных жителей Земли не так уж много. На всех представительниц прекрасной половины человечества приходится менее 12% совокупного состояния богатейших людей мира, указывает WealthInsight. Ситуация начнет заметно меняться лишь в 20–30-летней перспективе, полагают эксперты агентства. «Предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы достигнем действительного равноправия полов в трудовом коллективе, особенно в области топ-менеджерских позиций», – заключает директор бюро МОТ по деятельности в интересах работодателей Дебора Франс-Массэн.
Правительства ряда стран, например Великобритании, активно лоббируют идею увеличения доли женщин в советах директоров крупных фирм на законодательном уровне. Пока в советах директоров ста крупнейших по капитализации компаний страны женщины занимают 20% мест, но чиновники намерены уже к 2017 г. довести эту долю до 25%.
Такой подход дает молодым женщинам основание верить, что они все-таки будут работать в условиях гендерного равенства, считают в WealthInsight.
Российское бизнес-сообщество не поддерживает идею по формализации обязательного пропорционального участия женщин в советах директоров, признает Татьяна Олифирова. «Это довольно распространенная позиция. С одной стороны, нам говорят: мы не ущемляем ваши права, с другой – не будем вводить особые квоты, у вас и так есть все возможности для роста. Может быть, ключ к повышению конкурентоспособности российского бизнеса заключается в более активном выдвижении женщин на первые роли?» – спрашивает она.
«О, это такая нудятина», – грубовато отзывается о подобных инициативах один из влиятельных британских политиков-консерваторов. «Ничто не мешает женщинам получить подобную работу. Почему они постоянно жалуются на то, как это сложно?» – возмущается мужчина.
«На деле единственное, чего недостает многим женщинам, чтобы добиться успеха в Сити, это самоуверенности», – объясняет Саназ Займи, топ-менеджер Bank of America Merrill Lynch и одна из самых влиятельных дам Лондона.
Проблема женщин не в мужчинах, а в неверии в собственные силы, согласна Шерил Сэндберг, мама двоих детей, операционный директор Facebook и один из самых заметных новичков списка миллиардеров Forbes. «Особенно примечательно, что Шерил сделала состояние, работая не на себя, что довольно необычно. Чаще миллиардерами становятся те, кто создал собственную компанию, однако Шерил – исключение из правил, и вот почему люди так восхищаются ею и ее действиями», – отмечают в WealthInsight.
Все можно решить, если не опускать руки, рассказывает Сэндберг в автобиографической книге Lean In (в русском переводе – «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству»), ставшей бестселлером. Она не скрывает, что восходить по карьерной лестнице было сложно: ей приходилось и рыдать на плече у Марка Цукерберга, и сидеть на видеоконференциях, скрывая под столом работающий молокоотсос, – но не допускает даже мысли, что эти «женские» слабости могли помешать ей занять то положение в компании, к которому она стремилась. «Страх лежит в основе множества преград, с которыми сталкиваются женщины. Страх не понравиться. Страх сделать неправильный выбор. Страх переоценить собственные силы. Страх критики. Страх не справиться. И, разумеется, святая троица самых распространенных страхов: быть плохой женой, матерью, дочерью. Избавившись от страха, женщины в состоянии достигать профессиональных успехов и счастья в личной жизни, получив свободу выбирать одно, или второе, или то и другое сразу».
«Женщины в гораздо большей степени, чем мужчины, страдают «синдромом самозванца» – уверенностью, что все их успехи случайны, что рано или поздно их разоблачат», – пишет она. «Попросите мужчину объяснить, как он добился успеха, и он, вероятнее всего, станет говорить о собственных талантах и умениях. Задайте тот же вопрос женщине – и она, вероятно, припишет свой успех внешним факторам, утверждая, что обязана своей удаче тому, что «очень старалась», «ей повезло» либо «ей помогали». Такой скромностью дело не исправишь – надо говорить о трудностях и говорить громко. Женщинам следует учиться держать руки поднятыми – ведь иначе руководитель, даже движимый самыми лучшими намерениями, может вас попросту не заметить», – советует топ-менеджер Facebook.
И никому не надо стремиться быть суперженщиной и успевать все. «Попытки сделать все, основанные на уверенности, что это возможно и что все получится наилучшим образом, – кратчайший путь к жестокому разочарованию. Совершенство – наш враг».
Опыт руководителя научил Сэндберг, что женщина начинает уступать в карьере задолго до создания собственной семьи и рождения ребенка, заранее готовясь к тому, что рано или поздно ей придется сойти с дистанции. Но в карьере это равноценно заранее принятому поражению. Так что Сэндберг призывает не уступать ни в чем – и тогда, возможно, даже счастливое материнство не удержит женщину от карьерного успеха, а будет ему способствовать.