Премиум-кинотеатр в гостинице «Москва» обошелся создателям в 1 млрд рублей

На что рассчитывает его совладелец Олег Крымасов, открывая во время кризиса самый дорогой кинотеатр в столице
Мультиплекс «Москва» в одноименной гостинице отличается своим необычным дизайном
Мультиплекс «Москва» в одноименной гостинице отличается своим необычным дизайном / Пресс-служба кинотеатра «Мос­ква»

Открыть возле Красной площади премиум-кинотеатр, не имеющий аналогов в мире, в разгар масштабного экономичес­кого кризиса – это очень по-российски. В декабре 2014 г. на последнем этаже галереи «Модный сезон» в построенной заново гостинице «Москва» заработал семнадцатизальный мультиплекс с футуристическим дизайном, рестораном авторской кухни, водопадами и зонами для отдыха и деловых встреч. Десять залов из 17 оборудованы новейшей стерео­звуковой системой Dolby Atmos (128 каналов несжатого звука, который распространяется не только по горизонтали, как обычно, но и по вертикали и создает объемный эффект).

Возможно ли опираться на прежние расчеты в то время, как реальные доходы жителей больших российских городов сокращаются? «У нас достаточно консервативный прогноз по заполняемости залов, – уверяет Крымасов. – Поэтому думаю, что даже и в текущих экономических реалиях наши допущения оправдаются. Вообще, для любых кинотеатров при шести сеансах в день заполняемость на уровне 20% считается хорошим показателем. Наш кредитор МКБ поддержал нас в том, что премиальный сегмент менее подвержен волатильности во время стагнации – он даже не проседает, а начинает расти».

«Следующий по количеству залов с Atmos, насколько я знаю, шестизальный кинотеатр в Испании, на удивление, намного проще нашего», – говорит Олег Крымасов, совладелец кинотеатра «Мос­ква» и партнер ресторатора Ильи Лихтенфельда. Четкость изображения в камерных залах «Москвы», по его словам, не уступает Imax. Посмотреть кино в воспроизведении такого качества могут только владельцы депозитных клубных карт стоимостью 50 000 руб. Цена одного просмотра – от 3000 до 6000 руб. Не слишком ли смелая заявка для сегодняшней Москвы?

Профессиональный финансист Крымасов (до «Москвы» он работал в одной из консалтинговых компаний «большой четверки», а затем открыл инвестиционный бутик K&M Advisors) считает, что проект окупится даже в кризис.

«От идеи до реализации прошло два с небольшим года. Я в проекте года полтора. Идея создания подобного кинотеатра появилась у Ильи Лихтенфельда, наверное, одновременно с возможностью взять эту площадку в долгосрочную аренду. Локация точки во многом определяет ценность проекта, – рассказывает 33-летний бизнесмен. – И мне кажется, мы придаем некую добавленную стоимость самому объекту. На стадии привлечения заемного финансирования я пытался объяснить всем потенциальным кредиторам и инвесторам: «Москва» – это не торговый центр плюс кинотеатр, наоборот, сам кинотеатр является магнитом для посетителей торгового центра. Все арендаторы торгового центра это признают, они ждали нашего открытия».

Стоимость проекта – 1 млрд руб., около $30 млн, если считать по докризисному курсу. «Естественно, собственных средств не хватало, – продолжает Крымасов. – Мы нашли поддержку в лице Московского кредитного банка, кредитора проекта. Это один из наших опорных банков, в котором мы обслуживаемся. Мы несем с ним солидарные риски, кредит выдан на достаточно комфортных условиях. Расходы у нас рублевые, как и выручка. Конечно, было бы самоубийством привлекать валютный заем. Деньги привлекали в январе 2014 г., строительство началась в феврале».

Пожалуй, история с этим проектом напоминает те, что происходили в России сто лет назад: в 1913–1914 гг. российские капиталисты создавали в стране самые современные магазины и предприятия, не подозревая о том, что мир вот-вот вступит в войну и весь этот технический прогресс через каких-то три года будет сметен революцией. Не то чтобы нас ожидала новая мировая война, говорю я совладельцу «Москвы», но ведь экономический кризис и стагнация в России уже налицо.

Мультиплекс «Москва» в одноименной гостинице отличается своим необычным дизайном
Ресторан авторской кухни / Пресс-служба кинотеатра «Мос­ква»

«Проект вызревал, и в сентябре 2013 г., пожалуй, прошел уже точку невозврата – мы начали платить арендную плату из собственных средств. Уже не хотелось эти деньги терять и прекратить стройку было невозможно, – отвечает он. – Да и если бы у меня был такой выбор, вряд ли я принял бы решение остановить проект. Наверное, в перспективе четырех-пяти лет я сдержанно оптимистично смотрю на будущую ситуацию. Проект у нас долгосрочный. Тот сегмент, в котором мы работаем, не подвержен серьезным финансовым колебаниям. Мы опирались на опыт кинотеатра в ТЦ «Времена года», в котором управляем рестораном Spettacolo, – полтора года назад появилась первая глубокая финансовая модель для «Москвы», основанная на их ретроспективных данных. Последняя версия этой модели – под номером 17, то есть их было очень много. Но наши прог­нозы по выручке и EBITDA не сильно изменились с тех пор». В 2016 г. владельцы кинотеатра планируют достичь выручки порядка 1 млрд руб., в 2015 г. – чуть меньше.

Несмотря на то что Россия в прошлом году несколько утратила популярность у западных знаменитостей, в 2015 г. Крымасов и Лихтенфельд ожидают приезд звезд новой серии «Люди Икс» на премьеру в «Мос­кву». «У нас количество залов и возможности ротации достаточно большие, и хотелось бы использовать их не только для коммерческого кино, а и для таких фильмов, у которых мало шансов появиться в обычном прокате. Будем договариваться с Каннским и Берлинским кинофестивалями о показе фильмов конкурсной программы после фестиваля, а то и одновременно с ним», – обещает предприниматель. А в декабре «Москва» принимала заявки на аренду всего комплекса для просмотров корпоративных фильмов – некоторые компании выб­рали такой способ отпраздновать Новый год.

«Неправильно говорить, что этот проект – для людей с Рублевки, знаменитостей или политиков. «Мос­ква» может стать уникальным местом, где такие люди появляются одновременно. Но будем реалистами: эти люди – 15%, максимум 20% выручки. Еще 5–10% – это иностранцы, для которых, я уверен, посещение «Москвы» станет знаковым событием. Для этого мы уже сотрудничаем с отелем Four Seasons. Буквально на днях я общался с личным ассистентом одного из фигурантов списка Forbes – она была приятно удивлена тем, что стоимость аренды зала у нас ниже, чем у конкурентов. Это при том, что мы современнее и такое проекционное и звуковое оборудование, как у нас, в Москве долго еще, наверное, не появится», – заключает Крымасов.