Искусственный интеллект отбирает заказы у фрилансеров

После появления генеративного ИИ спрос на услуги внештатников в России снизился, показало исследование

Генеративный искусственный интеллект (ИИ) меняет многие рабочие процессы. С его помощью специалисты пишут коды, придумывают продукты, создают контент и маркетинговые стратегии, оптимизируют рутинные операции, анализируют юридические документы, обслуживают клиентов и даже ускоряют научные открытия. По прогнозам Всемирного банка, к 2027 г. из-за развития ИИ исчезнут 83 профессии и появятся 69 новых. А по оценкам Goldman Sachs, генеративный ИИ заменит человека в выполнении 18% задач и затронет около 300 млн рабочих мест по всему миру. И в наиболее уязвимом положении окажутся фрилансеры, которые работают с текстом, занимаются графическим дизайном и разработкой программного обеспечения.

Фриланс, или внештатная работа над краткосрочными проектами, привлекает все больше людей по всему миру. По прогнозам Statista, к 2027 г. в США в ней будет занято более 50% рабочей силы. Российский рынок фриланса за последние семь лет вырос почти в четыре раза, в 2023 г. в стране насчитывалось 19 млн внештатных специалистов, по данным Solar Staff. Сегодня внештатники составляют около 20% всей рабочей силы в России. Основные драйверы рынка фриланса – растущий спрос компаний на специалистов, обладающих конкретными навыками, для проектной работы, и стремление фрилансеров получить дополнительный доход при гибком графике.

В России, да и во всем мире, внештатники обычно предлагают свои услуги – от расшифровки и редактирования текста до проведения комплексного аудита ИТ-архитектуры – на платформах вроде Profi.ru, Kwork, FL или глобального Upwork. Благодаря таким цифровым сервисам компании получают доступ к широкому кругу талантов. Согласно отчету Upwork, 78% американских компаний в настоящее время используют фрилансеров в удаленном режиме. В России, по нашим оценкам, этот показатель приближается к 50%. Наибольшим спросом пользуются фрилансеры на удаленке в таких сферах, как управление социальными сетями, создание контента, веб-разработка, брендинг и дизайн.

Многие задачи, традиционно выполняемые фрилансерами, могут быть частично или полностью решены с помощью генеративного ИИ, который стремительно набирают популярность в различных отраслях. Такие системы, как GigaChat, Kandinsky и YandexGPT, или глобальные ChatGPT, Midjourney и Stable Diffusion, способны создавать качественный контент на основе простых в использовании интерфейсов.

По мере того, как технологии будут совершенствоваться и становиться более доступными, клиенты станут чаще выбирать решения на основе ИИ. Это может привести к снижению спроса на услуги фрилансеров, которым будет сложнее находить заказы и поддерживать уровень дохода. Согласно исследованиям, проведенным в США, генеративный ИИ уже оказывает негативное влияние на занятость и заработки фрилансеров. При этом российские внештатники настроены довольно оптимистично – 70% считают, что ИИ положительно скажется на их работе, и только 15% рассматривают его как конкурента, показал опрос Kwork.

Чтобы понять, как генеративный ИИ влияет на фрилансеров в России, в 2024 г. мы провели исследование, используя данные о реальных сделках на платформе Profi.ru. Мы проанализировали данные почти 1800 фрилансеров из шести групп (дизайн, веб-разработка, программирование, маркетинг, обработка текстов и перевод), которые выполнили более 11 000 заказов в течение года – за шесть месяцев до и через полгода после февраля 2023 г., когда популярность ChatGPT в России достигла пика.

Сильнее всего генеративный ИИ повлиял на занятость фрилансеров, работающих с текстом. Например, у переводчиков через полгода после появления ChatGPT среднемесячное количество заказов снизилось с 3,25 до 2,32. У копирайтеров и редакторов оно уменьшилось с 2,26 до 1,81. Этот спад был заметен и в ежемесячной динамике: в первый месяц после выхода ChatGPT число заказов у данной группы сократилось на 9% и продолжало снижаться в последующие месяцы. Такой результат совпадает с выводами международных исследований, которые говорят о том, что из-за появления ChatGPT возможности трудоустройства у авторов текстов и редакторов уменьшились.

В числе наиболее пострадавших от генеративного ИИ оказались и российские фрилансеры-дизайнеры. После появления ChatGPT среднемесячное количество заказов на одного человека в этой группе снизилось с 2,26 до 1,97. Но в феврале 2023 г., на пике популярности ChatGPT, число заказов резко не уменьшилось. Самый большой спад произошел в апреле 2023 г., когда среднее число заказов снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 7%, до 2,37. Дополнительные опросы дизайнеров позволили сделать вывод, что это падение связано не с ChatGPT, а с запуском в апреле 2023 г. российской ИИ-модели для генерации изображений «Кандинский 2.1». Такой результат также соответствует мировым тенденциям – новые модели ИИ для генерации изображений, такие как Midjourney и DALL-E 2, повлияли на работу дизайнеров.

Фрилансеры, работающие в сфере веб-разработки, программирования и маркетинга, пока не испытали заметного негативного влияния со стороны генеративного ИИ. Очевидно, первыми «под удар» попадают более простые виды деятельности, в то время как сложные, требующие обработки результатов работы генеративного ИИ, затронуты им меньше.

Средний доход фрилансеров, как показало наше исследование, у большинства из них не изменился или даже немного вырос. 

Единственной группой, где доход уменьшился, стала обработка текстов – впрочем, снижение не является статистически значимым. Это говорит о том, что фрилансеры приспосабливаются к изменениям, повышая среднюю оплату, о чем свидетельствуют результаты интервью. Любопытно, что в группе веб-разработчиков среднемесячный доход после появления ChatGPT увеличился с 29 615 руб. до 32 048 руб. Такая динамика отличается от данных международных исследований, фиксирующих снижение доходов в аналогичных секторах, и может объясняться нехваткой ИТ-специалистов на российском рынке.

Степень воздействия генеративного ИИ на разные профессии неодинакова, но очевидно, что он все больше будет проникать в мир работы. В будущем ИИ может стать не только конкурентом, но и помощником фрилансеров, позволяющим совершенствовать их навыки, диверсифицировать услуги и повышать эффективность.

Например, внештатные разработчики программного обеспечения могут использовать подсказки на основе ИИ, чтобы писать более чистый код. Для маркетологов ИИ станет полезным инструментом анализа данных, а создатели контента смогут применять его для автоматизации рутинных задач и сосредоточиться на стратегических и творческих аспектах своей работы. Инструменты управления проектами на основе ИИ помогут фрилансерам лучше организовывать свои задачи, отслеживать прогресс, соблюдать сроки и в конечном итоге выполнять работу более качественно. А значит, оставаться востребованными.

Как сказал соучредитель OpenAI Сэм Альтман, инструменты ИИ хороши в выполнении задач, а не в выполнении работы. Чтобы извлечь пользу из этих инструментов, фрилансерам нужно научиться хорошо ими пользоваться.

Соавтор материала – Арина Дунаева, бизнес-аналитик компании AXENIX