Зумеры построили карьерный маршрут

Как стартаперам и молодым специалистам добиться успеха
Пресс-служба Авито

Как найти первую работу и построить свой карьерный трек, стоит ли потрудиться на корпорацию перед открытием бизнеса и как масштабировать стартап ‒ эти вопросы беспокоят юных специалистов и предпринимателей. Их обсуждению на молодежном дне ПМЭФа посвятили паблик-толк с управляющим партнером «Авито» по развитию бизнеса Иваном Гузом и управляющим партнером по поддержке бизнеса Сергеем Пивнем. Топ-менеджеры рассказали о своем карьерном пути и стратегии компании, а также поделились советами для запуска и развития новых бизнес-идей.

За полтора часа они ответили на два десятка вопросов от собравшихся школьников, студентов и молодых предпринимателей.

Пресс-служба Авито

Точка старта ‒ стажировка

Один из вопросов касался работы «Авито» с молодыми талантами и стажерских программ. «Средний возраст сотрудников нашей компании: 26‒28 лет. Мы активно набираем молодых специалистов. В «Авито» открыто много программ стажировок. У нас есть хорошая инфраструктура для разработки и запуска новых продуктов, выстроенная система менеджмента», – сказал Гуз. Он отметил, что сейчас в компании работает около 8000 сотрудников и ежегодно их число растет на треть. А больше 80% стажеров остаются работать в «Авито» и после завершения программы.

Топ-менеджеры отметили, что карьерный рост стажера до позиций среднего звена занимает до двух лет, а вырасти до тимлида в компании можно за три‒пять лет. Кроме того, корпорация поддерживает развитие управленческих компетенций менеджеров. «Мы сейчас строим программу, которая называется Talent Development Machine. Она позволяет подготовить из молодых тимлидов новое поколение менеджеров. И смысл этой программы в том, что человек, попав в нее, должен пройти определенное количество позиций к ответственной управленческой роли ‒ например, руководителя кластера. К этому моменту он уже хорошо знает компанию, знает коллег, получил все необходимые навыки. И не просто компетентно может делать свою техническую работу, но может делать и работу управленческую», – сказал Пивень.

Для развития карьерного пути ежегодно сотрудники проходят и performance review (инструмент оценки эффективности), в рамках которого подводятся итоги работы каждого члена команды компании, поделились топ-менеджеры. «Каждый сотрудник пишет ключевые вещи, как он считает, которые он сделал за год. И его коллеги ‒ в том числе и подчиненные, и руководители ‒ смотрят на то, что он делает, пишут какую-то обратную связь, насколько они согласны с ним. И самое важное ‒ как он это сделал», ‒ уточнил Гуз. Важный результат процедуры ‒ индивидуальный план развития, добавил Пивень. «То есть мы не ставим штамп на человеке, условно говоря, плохой, хороший, а скорее, используем это для того, чтобы помочь ему развиваться и помочь ему больше соответствовать тем качествам, которые мы видим в успешных сотрудниках «Авито», ‒ пояснил он.

Вопросы участников коснулись и роли руководителей. Например, насколько важна субординация в общении с коллегами, особенно если ты молодой управленец. Пивень ответил на вопрос: «Это не про «Авито». Атмосфера там, скорее, демократичная. «Следить за потребностями пользователя и работать над этим в довольно большой и сложной структуре невозможно по инструкции. Это должно быть в культуре. И эта культура по определению должна предполагать большую степень инициативы и взаимопомощи, открытости и прямой обратной связи. И, наверное, вот этим можно ее охарактеризовать, а никак не субординацией», ‒ подытожил Пивень. Гуз добавил, что в компании практически ни у кого нет кабинетов, и работа в опен-спейсе тоже поддерживает командный дух.

Пресс-служба Авито

Поражение — шаг к успеху

В ходе беседы был поднят и вопрос о том, какие стратегические решения и инновации могут помочь молодым предпринимателям масштабировать свой бизнес в условиях постоянной рыночной конкуренции. Пивень посоветовал начать с оценки юнит-экономики. «Есть такой хороший анекдот про зайца, который открыл обменник, в котором продавал рубли по 90 коп. И когда его спросили, что у тебя с прибыльностью, он говорит, не знаю, что там с прибыльностью, но обороты у меня просто супер. Так вот, наверное, для масштабирования какой-нибудь e-commerce истории важно сконцентрироваться на юнит-экономике. То есть, если у вас продажи каждой единицы в небольшой, но плюс смогли свести, можно подумать о масштабировании бизнеса», – подчеркнул эксперт.

Гуз посоветовал перед тем, как масштабироваться, найти свою нишу и для начала вырасти в этом сегменте. При этом он подчеркнул, что конкуренция, скорее, полезна, ведь она вынуждает предпринимателей улучшать свой продукт. «Конкуренция ‒ это драйвер роста «Авито». Все наши инновации в основном возникли потому, что была сильная конкуренция на тех или иных рынках», ‒ отметил спикер.

Возник и вопрос о том, возможно ли в ближайшем будущем начать свой бизнес полностью с помощью искусственного интеллекта. Гуз не верит, что нейросеть сможет полностью придумать и воплотить идею вместо предпринимателя, но видит в ИИ хорошего помощника на этом пути. «Искусственный интеллект будет сопровождать процессы, будет довольно эффективно уметь продавать ‒ это объективный тренд. Мы в «Авито» внедряем определенные технологии. Допустим, в мессенджере уже сейчас есть подсказки, как можно ответить собеседнику. Со временем мы, конечно, придем к тому, что на платформе будут работать виртуальные ассистенты, которые будут за вас давать все консультации, на вопросы отвечать, человека подключать для принятия финального решения о сделке», ‒ сказал топ-менеджер.

Другой вопрос, стоит ли будущему стартаперу набираться опыта в корпоративной среде перед тем, как открыть собственное дело. Действительно, бывает, что люди делают большую карьеру в корпорации, и только в 40 лет идут делать свой бизнес, заметил Пивень. «А что ж вы терпели столько? Ведь если у вас есть склонности к предпринимательству, вам будет очень плохо в корпорации все эти годы. Соответственно, зачем себя мучить, когда надо идти и делать?», ‒ считает топ-менеджер. По его мнению, за год молодой предприниматель может приобрести больше опыта, чем за десять лет работы в корпорации.

Пресс-служба Авито

По завершении серии вопросов спикеры дали молодым людям советы для начинающих специалистов и предпринимателей. Пивень поделился мнением, как сформировать предпринимательское мышление. «Главное, чему вы должны научиться как стартаперы, ‒ это принимать поражение, как шаг к успеху. Несмотря ни на какие неудачи, вы должны ложиться спать с мыслью: «Завтра я что-нибудь решу и переиграю эту ситуацию!», ‒ посоветовал он.

Гуз посоветовал гостям сессии постоянно пробовать новое. «Я понял, что надо зарабатывать головой, а не руками. Мыслите всегда вдолгую, не бегите за краткосрочной выгодой. Старайтесь находить смысл в том, что вы делаете», ‒ сказал топ-менеджер. Он затронул и тему миссии компании, рассказав историю о собственном опыте использования платформы.

«Несколько лет назад я делал ремонт на даче и менял окна. Старые окна демонтировали, приехал прораб, мы стали обсуждать их утилизацию ‒ тогда пришлось бы заплатить за вывоз. Мне показалось, что это дорого. И тогда прораб предложил продать их на «Авито». Я подумал: кому могут понадобиться старые окна? Они изготовлены под размер, нет домов с одинаковыми окнами. Опубликовал объявление, а через 30 минут меня завалили звонками. Приехал мужчина, забрал мои окна, заплатил за них больше, чем мне пришлось бы потратить за их вывоз. Я спросил покупателя, зачем ему старые окна, сделанные под индивидуальный размер. И он ответил, что дом еще не построен. А значит, можно замерить мои окна и вокруг них построить дом», ‒ рассказал Иван.

По его мнению, эта история ‒ квинтэссенция миссии компании: улучшить жизнь как продавцу, так и покупателю. «Поэтому я, когда это осознал, понял, что наша миссия ‒ реальный смысл, ради которого работаю», ‒ завершил Гуз.