Кадры со школьной скамьи
Сотрудничество с учебными заведениями позволяет сократить разрыв между теорией и практикойКачественное профессиональное образование невозможно без участия работодателей. По оценке Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, четверть выпускников на первом месте работы доучивают наставники. Чтобы образовательные программы вузов соответствовали реальным потребностям экономики, бизнес включается в подготовку кадров на самых ранних этапах.
Наставничество, стажировки, собственные кафедры и обучающие программы позволяют улучшить ситуацию с подготовкой рабочих и высококвалифицированных специалистов на фоне нехватки персонала. А с 1 сентября 2025 г. в России начнется реформа в сфере высшего образования. Одна из ее целей – «подготовка квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы», говорится в указе о пилотном проекте по реформе высшего образования в РФ.
«С учетом демографических вызовов в ближайшие годы экономика России будет испытывать высокую потребность и даже дефицит кадров, это абсолютно точно, это мы должны понимать. Мы с этим будет жить в ближайшие годы», – сказал Владимир Путин в апреле 2024 г. на съезде Федерации независимых профсоюзов России.
От детского сада до предприятия
В Обнинске, первом наукограде России, создана целая система подготовки кадров, включающая детские сады, школы, вузы и предприятия. Долгосрочная стратегия заключается в том, чтобы увлечь детей физикой и математикой, популяризовать профессию инженера. По словам главы администрации Обнинска Татьяны Леоновой, сегодня город начинает сотрудничать со школами, чтобы эта система сработала через 5–6 лет, когда ребята начнут поступать в вузы. На данный момент все предприятия города включены в разработку учебных программ городских учреждений, чтобы они отвечали реальным запросам бизнеса.
Кроме того, в Обнинске при поддержке «Росатома», Минобрнауки России и властей Калужской области планируют создать Международный научно-образовательный центр атомных и смежных технологий «Обнинск тех» при участии опорного вуза «Росатома» – МИФИ. Он должен стать первым в мире центром консолидации лучших международных образовательных практик для старта или построения успешной карьеры в атомных и смежных областях. На его базе можно будет получить доступ к программам расположенного в Обнинске ИАТЭ НИЯУ МИФИ, а также других опорных и партнерских вузов «Росатома», в том числе из зарубежных стран.
«Благодаря такому подходу в рамках «Обнинск теха» будут готовиться не просто специалисты для самых крупных проектов атомной энергетики, а настоящая мировая технологическая элита. Ожидается, что к 2030 г. проект охватит обучением более 10 000 человек», – подчеркивают в «Росатоме».
Система непрерывной подготовки
В России практически все крупные вузы сотрудничают с компаниями из разных отраслей – от юридической сферы до тяжелой промышленности, и в условиях дефицита персонала это партнерство усиливается.
Сфера тяжелой промышленности в числе первых стала готовить кадры со студенческой скамьи. «Роснефть», один из крупнейших работодателей страны, почти 20 лет ведет активную работу по формированию кадрового резерва среди школьников и студентов в регионах присутствия. В 2005 г. корпорация создала систему непрерывного образования под названием «Школа – вуз – предприятие», которая обеспечивает постоянный приток молодых специалистов с высоким уровнем подготовки.
С 2024 г. «Роснефть» расширила список учебных заведений, добавив организации профобразования, а название программы изменила на «Школа – колледж/вуз – предприятие». На сегодня она охватывает 58 школ, в которых открыты 110 «Роснефть-классов», а также 65 колледжей и более 80 вузов. Суммарно по образовательным трекам компании обучаются 2400 школьников и 6500 студентов. В университетах открыто почти 30 кафедр. Ежегодно компания трудоустраивает более 2500 выпускников партнерских вузов и колледжей.
Среди ее приоритетных задач на 2024–2025 гг. в школах – популяризация рабочих профессий среди учащихся, открытие новых классов и развитие системы дистанционного обучения, в том числе в сотрудничестве с МГУ им. М. В. Ломоносова, ключевым вузом-партнером.
«Роснефть» принимает активное участие в федеральном проекте Минпросвещения «Профессионалитет», направленном на модернизацию системы среднего образования. В его рамках создаются образовательно-производственные центры, в которых можно получить актуальную рабочую профессию. Компания участвует в актуализации образовательных программ, организации стажировок преподавателей, развитии инфраструктуры учебных заведений.
С ключевыми вузами-партнерами корпорация ведет научно-исследовательскую деятельность, профориентационные мероприятия, организовывает для студентов производственные практики, перспективных преподавателей поощряет корпоративными грантами, а лучшим учащимся выплачивает стипендии. Например, с Дальневосточным федеральным университетом «Роснефть» больше 10 лет реализует проекты на стыке науки и бизнеса и готовит высококвалифицированных специалистов по актуальным для компании направлениям. В настоящее время на базе этого вуза компания создает Центр компетенций, в котором будут работать учебные лаборатории по таким перспективным направлениям, как судомоделирование, робототехника, компьютерное программирование и др.
На базе кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых геологического факультета МГУ корпорация создала Научно-образовательный центр по цифровым технологиям нефтегазовой отрасли, где реализуется профильная магистерская программа «Цифровизация в сфере геологии горючих ископаемых». А ученые биологического факультета МГУ при поддержке компании разработали биопрепарат для защиты северных морей от углеводородных загрязнений.
Программу «Школа – колледж/вуз – предприятие» с 2013 г. реализует и «Фосагро». За это время проработана модель полного цикла подготовки и сопровождения специалистов, начиная от школьной скамьи, обучения в колледже, вузе и до трудоустройства в компанию. За 10 лет инвестиции «Фосагро» в образование по этой программе составили 6 млрд руб., говорит представитель компании.
Вузы становятся ближе
Юридические компании, банки, ритейлеры, IT-сфера тоже активно участвуют в создании образовательного контента в вузах. Крупные компании сотрудничают с ведущими вузами по всей стране. Например, «Пепеляев групп» является партнером магистерской программы в НИУ ВШЭ, единственной в России, готовящей специалистов в области антикоррупционного и регуляторного комплаенса и управления коррупционными, регуляторными и иными некоммерческими рисками.
«Мы стараемся вырастить кадровый резерв, разрабатывая специальные программы как для студентов, так и для школьников, которые только задумываются о профессии», – говорит Варвара Смирнова, директор «Тинькофф образования». Кафедры «Тинькофф» открыты в НИУ ВШЭ и МФТИ, и порядка 40 образовательных проектов – от IT-курсов до семинаров по программированию – работают во многих ведущих вузах. Благодаря им студенты получили возможность обучаться на реальных кейсах и бизнес-экспертизе «Тинькофф», поясняют в компании. В сентябре 2023 г. «Тинькофф» открыл Центральный университет – первый в России частный вуз на основе STEM-модели: Science, Technology, Engineering, Mathematics – для подготовки IT-специалистов для всей отрасли.
Альфа-банк с 2023 г. сотрудничает с 300 университетами страны. Банк запустил магистратуры с МФТИ, РУДН, «Сириусом», цифровую кафедру в Финансовом университете и общеуниверситетскую в ВШЭ. Банк проводит с вузами совместные образовательные программы, научные исследования, мероприятия, спецкурсы, а также организует практики и стажировки для студентов. «Есть у нас и свои бесплатные образовательные IT-курсы – Alfa Campus. Здесь преподают старшие разработчики (уровня senior), которые учат создавать инновационные цифровые продукты на реальных кейсах», – рассказал HR-директор Альфа-банка Марат Исмагулов.
Более тесному взаимодействию бизнеса и вузов должна помочь и новая система высшего образования, которая стартует 1 сентября 2025 г. На смену бакалавриату и магистратуре приходит базовое высшее образование со сроком обучения от четырех до шести лет и специализированное высшее образование – от года до трех лет. Указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования подписал президент РФ Владимир Путин 12 мая 2023 г.
В тестировании принимают участие шесть ведущих университетов страны. Одним из ключевых аспектов обновления системы высшего образования должно стать активное взаимодействие между вузами и работодателями, чтобы учебные программы соответствовали потребностям рынка труда и вузы уделяли внимание практической подготовке студентов.