Корпоративные университеты открываются бизнесу
Это позволяет говорить с партнерами на одном языке и окупить инвестиции в обучение сотрудниковВнешнее обучение стало одним из видов деятельности наиболее зрелых корпоративных университетов (КУ) ведущих компаний страны, доля учреждений, реализующих программы на внешнем рынке, за последнее десятилетие сильно выросла, отмечает директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало. Данное направление есть в 70% университетов, принявших участие в ежегодном исследовании Высшей школы бизнеса ВШЭ – а это 51 центр профессионального образования, совместно они обучают 4 млн слушателей.
Средняя целевая аудитория университета – участника исследования за год выросла с 73 000 до 110 000 человек.
Причем они открывают для внешнего рынка не только специально созданные программы, но и внутренние образовательные продукты.
Отвлеклись на перестройку
Этот новый тренд может быть в ряде крупных КУ, например СберУниверситете, Университете Банка России, одним из устойчивых приоритетов, а в других КУ подвержен годовым колебаниям в связи с ростом внутреннего спроса или кадровыми ограничениями, отмечает Катькало.
Так, за год в среднем у респондентов исследования среднее количество программ для внешних клиентов снизилось с 82,5 до 60, среднее количество их участников – с 4097 до 2723, а доля доходов от внешних клиентов – с 26 до 13,5%. «Однако мы не видим пока достаточных оснований трактовать эти изменения как общий спад интереса КУ к внешним клиентам», – отмечают авторы исследования.
Скорее в условиях острого кадрового дефицита в экономике и огромной потребности в освоении новых квалификаций многие КУ были вынуждены сфокусироваться на работе с сотрудниками материнских компаний – и у них просто не хватает ресурсов, объясняют авторы исследования.
Это может быть связано и с такими актуальными для нынешнего времени факторами, как перестройка бизнес-моделей, логистических цепочек, освоение новых рынков, смена собственников в компаниях, импортозамещение технологий, предполагает директор Университета Банка России Андрей Афонин. «Но уверен, что тренд на развитие внешнего обучения вновь станет устойчивым», – добавляет он.
Общие правила и дополнительный доход
В самом же Университете Банка России объем внешнего обучения за последние два года увеличился в 2,5 раза и в 2023 г через него прошло больше 35 000 человек, не работающих в ЦБ, продолжает Афонин. «Это действительно тренд. Если еще несколько лет назад расширение целевых аудиторий слушателей в корпоративных университетах являлось, скорее, уникальным явлением, нежели регулярной практикой, то сейчас такие случаи весьма распространены», – говорит Афонин. По его словам, многие работают с поставщиками, партнерами, обучают конечного потребителя, реализуют программы для местных сообществ, где расположены активы компаний. Некоторые организации рассматривают КУ как бизнес-подразделение, генерирующее дополнительный доход на рынке образовательных и консультационных услуг, добавляет Афонин.
И в России, и в мире выход зрелого КУ на внешний рынок связан с его пониманием материнской компанией как инструмента стратегического маркетинга ее передовых концепций и технологий менеджмента, говорит Катькало. «Это важно как в рамках одной бизнес-группы, так и для единых управленческих стандартов работы с бизнес-партнерами за ее периметром. Также коммерциализация образовательных продуктов позволяет получить дополнительную отдачу на инвестиции в их разработку», – отмечает он.
На внешних программах учатся поставщики, контрагенты, клиенты компаний. Внешним слушателям сейчас особенно интересны короткие программы форматов профподготовки и повышения квалификации, разработанные на основе опыта ведущих компаний в области цифровой трансформации бизнеса, операционной эффективности и лидерских компетенций, перечисляет он.
В среднем обучение внешних клиентов приносит около 13,5% годового бюджета доходов КУ.
Но центры образования в системообразующих структурах получают от такой деятельности гораздо больше. Так, у Университета правительства Москвы доля доходов от внешних клиентов составила 30%, у СберУниверситета – 23%, у Корпоративного университета Ульяновской области – 21,5%.
СберУниверситет предлагает внешним клиентам более 500 образовательных решений – от онлайн-курсов до очного обучения по развитию мягких, когнитивных, цифровых и профессиональных навыков. КУ позиционирует их для «всех тех, кому важно быть в топе мировых трендов по развитию бизнеса, компетенций будущего и построить карьеру». Среди продуктов университета, например, «Академия лидеров цифровых команд» – двухгодичная программа для руководителей IT-подразделений любого уровня. Для удобства слушателей СберУниверситет разработал возможность самостоятельно формировать индивидуальные образовательные программы на цифровой платформе, «собирая» их из предложенных модулей, и выбирать из нескольких вариантов оптимальный по срокам, форме обучения и цене.
В «Сбере» поняли, что работа университета с внешними клиентами поможет достичь двух важных целей, рассказывала CEO СберУниверситета Наталья Осипчук. Во-первых, это поддержка отношений с крупными клиентами, ведь обучение – это хороший клей, с помощью которого укрепляется лояльность компаний, а во-вторых, обучение формирует осознание необходимости трансформаций. Обучение позволит изнутри понять, что «Сбер» прошел путь к IT-компании и экосистеме, объясняла она.
Компании, сделавшие ставку на коммерциализацию своих программ, имеют возможность окупить за счет этой деятельности инвестиции в образование своих сотрудников. Корпоративный университет Трубной металлургической компании – TMK2U, наоборот, зарабатывает только на внешних слушателях. Его представители сообщили, что все 100% доходной части бюджета в 2022 г. ему принесло обучение 1000 внешних клиентов. Им он предлагает 47 из 570 своих программ. Самой большой популярностью среди сотрудников компаний – партнеров из сферы транспортного машиностроения, финансов, девелопмента и IT пользуются программы для формирования технических и управленческих навыков и оценки компетенций.
А Merlion Academy дистрибутора компьютерной, цифровой и бытовой группы «Мерлион» получает от внешних программ 73% доходной части бюджета, следует из исследования. В 2022 г. она запустила центр по развитию компетенций партнеров по IT-продуктам и их внедрению, механикам продаж, построению бизнес-процессов и развитию, обучение в котором прошло 3000 человек.
У Банка России другой подход, предупреждает Афонин: «Обучение внешних целевых аудиторий является частью нашей миссии, которая заключается в развитии конкурентоспособного финансового рынка. А миссия университета – в содействии этому процессу посредством совершенствования специалистов финансовой отрасли и других заинтересованных сторон». Поэтому для Банка России обучение внешних целевых аудиторий – это полностью некоммерческая история, оно безвозмездно. Университет шесть лет проводит учебные программы для чиновников, банковских специалистов и руководителей, малых и средних предпринимателей и др.
«Кроме того, у нас большой пул образовательных инициатив для студенческой целевой аудитории, когда мы интегрируемся в образовательные программы вузов или организуем мероприятия самостоятельно», – добавляет Афонин. За это время через такие программы прошло 200 000 слушателей. Для внешних слушателей у банка есть постоянные программы – например, «Киберкурс», посвященный информационной безопасности в финансовой сфере.
Много внимания банк уделяет и обучению международных партнеров. В этом году в университете будет сформирована платформа обучения и обмена опытом для международных партнеров из стран БРИКС, обещает Афонин.