Предновогодний переполох
Как логистические компании справляются с высокими нагрузками в период повышенного спросаВ предновогодний период количество онлайн-покупок традиционно увеличивается, так как россияне заказывают продукты для новогоднего стола и подарки для близких, друзей и коллег. Большой спрос на доставку увеличивает нагрузку на логистические компании, которым приходится предпринимать меры для бесперебойной работы.
Онлайн в тренде
Из-за недавней пандемии и вводимых ограничений большое количество людей переключило свое внимание на интернет-покупки. По оценке аналитического агентства Infoline, за девять месяцев 2023 г. рынок онлайн-продаж материальных товаров увеличился на 46,8%, до 5,5 трлн руб., а уровень проникновения онлайна ‒ на 4,2% (до 16,2%). Локальный рынок интернет-продаж вырос на 48,9%, до 5,28 млрд руб., трансграничные продажи ‒ на 9,9%, до 223 млрд руб. Драйвером развития сегмента электронной коммерции являются локальные маркетплейсы, их доля в онлайн-продажах достигла почти 60%, пояснил генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По прогнозу компании, в 2023 г. рынок интернет-продаж увеличится не менее чем на 44% год к году, а его емкость превысит 8,2 трлн руб.
В декабре количество онлайн-заказов выросло в связи с подготовкой россиян к празднованию Нового года. Согласно исследованию «Яндекс Маркета», в среднем они готовы потратить на подарки близким 12 400 руб., самим себе ‒ 12 700 руб., на застолье ‒ 10 700 руб., на елку, гирлянды и прочие новогодние украшения ‒ 5600 руб. Большинство покупателей приобретают подарки за 2-4 недели до праздника, а 30% начинают делать это за неделю или даже за пару дней до торжества.
Спрос на доставку в декабре значительно возрастает, и нельзя исключать, что некоторые заказы, которые клиенты планировали получить до начала праздников, придут уже после Нового года, отметил председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов. По его словам, крупные игроки обычно заранее готовятся к предпраздничному периоду, но могут быть непредвиденные ситуации. При этом вряд ли возможны такие форс-мажоры, как в 2022 г., когда компаниям пришлось срочно перестраивать логистику из-за закрытия авиасообщения с Европой, считает эксперт.
Спрос на доставку
Консалтинго-образовательный проект Campus провел опрос среди представителей российских логистических компаний. Опрос показал, что нагрузка на логистику в этом году существенно больше, чем в прошлом. По мнению директора по маркетингу транспортной компании DPD в России Алексея Мерзлякова, это связано с тем, что растет число российских компаний в сегменте электронной коммерции. По статистике DPD, доля доставок онлайн-заказов за последний год увеличилась с 58% до 63%. Число доставок грузов для маркетплейсов в 2023 г. возросло на 104% год к году, приводят свои данные аналитики ГК «Деловые Линии». При этом объемы доставки в декабре по сравнению с летним периодом традиционно увеличиваются на 60–120%, посчитали в Boxberry. Похожую динамику фиксируют и в PONY EXPRESS ‒ 30–100% и выше с начала лета. Доставка в сфере B2C (конечным потребителям) в высокий сезон растет заметнее, чем в B2B (юридическим лицам), уточняет коммерческий директор PONY EXPRESS Гавриил Навроцкий.
Главные проблемы, с которыми сталкиваются логистические компании в конце года, ‒ перегрузка пунктов выдачи заказов (ПВЗ), сложности с их обработкой на терминалах, нехватка курьеров, рассказал коммерческий директор компании Boxberry Алексей Бездеткин. В PONY EXPRESS недостаточно провозных емкостей авиа- и железнодорожного транспорта, а также дефицит складского персонала с ноября по январь, добавил исполнительный директор компании Александр Тимофеев.
Перед новогодними праздниками возникает беспрецедентная нагрузка на «последнюю милю», говорит Бурмистров. Главным образом это связано с дефицитом курьеров в сегментах e-grocery (товары повседневного спроса) и непродовольственных товаров. В целом по стране не хватает порядка 200 000 курьеров, подсчитали в Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России (МАКС). «У маркетплейсов ситуация немного лучше, поскольку они используют смешанную схему доставки – через пункты выдачи заказов и с помощью сервиса «по клику клиента», ‒ подчеркнул Бурмистров.
Для решения проблем компании привлекают людей на временную работу, упрощают логистические цепочки, а также оптимизируют процессы, связанные с сортировкой и обработкой посылок на терминалах, пояснил Мерзляков. Например, компания Boxberry, в которой на постоянной основе работает 500 курьеров, увеличила их численность за счет привлечения временных сотрудников через аутсорс и аутстаффинг (усиление команды сторонними специалистами, не требующее оформления в штат). Также компания прорабатывает различные сценарии форс-мажорных ситуаций и меры по их разрешению. «Если отделение все-таки оказывается перегружено, реализуется схема быстрой переадресации заказов на соседние свободные пункты выдачи заказов», ‒ объяснил Бездеткин. В PONY EXPRESS для снижения нагрузки забронировали дополнительные провозные емкости и оптимизировали наземные маршруты.
Транспорт для логистики
Ключевым фактором в логистике является автотранспорт, и экономия на машинах может привести к нарушениям графиков и сроков поставок. Сегодня для бесперебойной работы логистическим компаниям необходим многофункциональный транспорт с современными и экономичными агрегатами. Важны не только технические характеристики, но и уровень комфорта. «Важно помнить и о водителях. Для них автомобиль является полноценным рабочим местом. Недостаточное внимание к эргономике салона может обернуться повышенной утомляемостью и, как следствие, снижением производительности труда», ‒ рассказал генеральный директор ГК «Современные транспортные технологии» (СТТ) Олег Марков.
Для городских перевозок лучше всего использовать маневренные фургоны, вместительные, но в то же время компактные. Для междугородной и международной логистики требуются уже большие грузовики и многотонные автопоезда. При выборе транспорта для логистики эксперт советует обратить внимание на российские автомобили. «Во-первых, у них не будет проблем с обслуживанием. Логистические компании могут быть уверены в исправной работе транспортных средств и отсутствии проблем с необходимыми комплектующими. Во-вторых, отечественные автопроизводители могут предложить машины для любых транспортных задач, будь то городские или междугородные перевозки», ‒ объясняет он.
В частности, для мегаполисов может подойти «Соболь NN», который отличается компактностью. Длина этого фургона всего 5,2 м, при этом автомобиль способен проехать в большинство крытых паркингов и разместиться на стандартном парковочном месте. Объем грузового отсека, куда помещается до трех европаллет, составляет 7,8 куб. м.
На междугородных рейсах часто используются среднетоннажные грузовики «Валдай 8». Благодаря бескапотной компоновке обеспечивается хорошая обзорность и высокая маневренность. Радиус разворота здесь составляет всего 6.2 м, а эргономика кабины позволяет водителю во время пересменки разместиться на отдых прямо на креслах. Кроме того, есть возможность заказать машину с полноценным спальным местом. Шасси этого грузовика предполагает установку более сотни кузовных надстроек (от бортовых платформ до вместительных фургонов), так что «Валдай 8» можно считать многоцелевым транспортным средством.
Для работы на «длинном плече», так в логистике называют долгие, многодневные рейсы, подходит магистральный тягач «Валдай 45», который предназначен для работы в составе автопоездов полной массой до 45 т. Автомобиль оснащен современным 470-сильным дизельным двигателем, оборудованным системой питания XPI, которая обеспечивает эффективное сгорание топлива в любых режимах работы. В итоге при объеме топливных баков в 840 л «Валдай 45» способен проезжать до 3000 км. Внутри кабины, установленной на пневмоподвеске, оборудованы два полноценных спальных места и система хранения с большим холодильником, что позволяет водителям восстановить силы во время долгой и тяжелой дороги.
По данным аналитиков, в 2023 г. сегмент автомобильных грузоперевозок вырос на 30,6% по сравнению с прошлым годом – до 1,3 трлн руб. в деньгах за счет увеличения тоннажа и дальности перевозок, а также роста тарифов на доставку грузов по РФ. Кроме того, в этом году сегмент сборных перевозок (мелкогабаритных грузов различных заказчиков в одном направлении на одном транспортном средстве) продемонстрировал самую высокую динамику ‒ плюс 37,7% к году. К таким выводам пришли аналитики ежегодного исследования рынка логистического аутсорсинга от M.A. Research. По их прогнозу, в 2024 г. рынок вырастет на 11,4%, в 2025 г. – на 9,8%, а в 2026 г. – на 9,3%.