Программы мотивации меняются в ответ на кадровый голод

Компании пересматривают системы оплаты труда и больше заботятся о сотрудниках
Сейчас компании часто предлагают сотрудникам возможность выбрать офис или удаленный график работы, программы обучения или психологической помощи
Сейчас компании часто предлагают сотрудникам возможность выбрать офис или удаленный график работы, программы обучения или психологической помощи /Unsplash

Первой реакцией многих работодателей на кадровый голод стало увеличение денежного вознаграждения. 57% компаний, опрошенных сервисом SuperJob в июне 2024 г., заявили, что повышали или индексировали оклады менее чем полгода назад, а 20% пересматривали зарплаты от 6 до 12 месяцев назад.

Зарплата остается самым значимым параметром для 90% кандидатов, претендующих на линейные должности, а также для действующих сотрудников, объясняет директор по персоналу «Курьер сервис экспресса» Галина Кезикова. По статистике сервиса hh.ru, в марте 2024 г. медианная предлагаемая зарплата выросла на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (64 200 руб. и 45 400 руб. соответственно). По данным Росстата, номинальная зарплата в марте 2024 г. составила 87 740 руб. – на 21,6% больше, чем годом ранее.

Усиление конкуренции за линейный персонал вынуждает бизнес переходить на новые схемы оплаты, заменять проценты с продаж окладами. Например, розничная сеть Munz Group (обувные бренды Salamander, Thomas Munz, Briggs) увеличила фиксированный оклад и уменьшила премию за результат – в среднем это соотношение сейчас 60/40 вместо прежних 50/50, говорит директор по персоналу компании Екатерина Ананенкова. Пять лет назад было легко найти сотрудников, которые готовы работать только за процент, но теперь это почти невозможно: людям важны стабильность и гарантия того, что они получат деньги независимо от любых факторов, подтверждает владелец компании «Геометрия рекламы» Юлия Василевская.

Бесконечно участвовать в гонке зарплат невозможно – рано или поздно это подорвет конкурентоспособность бизнеса, убежден генеральный директор ППК «Технониколь» Владимир Марков. По его словам, за прошлый год компания трижды проиндексировала зарплаты: они выросли от 15 до 20% по некоторым специальностям. Гораздо важнее, по его словам, создать условия, при которых человеку не хочется уходить из компании, – и в этом помогут комплексные мотивационные программы.

Последние исследования подтверждают, что деньги – ненадежный инструмент для мотивации, особенно в долгосрочной перспективе. По данным рекрутинговой компании Uteam (в октябре 2023 г. она опросила HR-менеджеров 118 компаний), повышение зарплат не приводит к росту производительности: сотрудники воспринимают прибавку как должное вознаграждение за сверхурочный труд и большую нагрузку.

Выбор сотрудников

В условиях «рынка работодателя» бизнес мог себе позволить не проявлять рвения в вопросах мотивации персонала и ограничиваться премиями за результат и оплатой ДМС, вспоминает руководитель направления компенсаций и льгот группы «Альфа-лизинг» Елена Порохина. Это время прошло, констатирует она, и теперь, чтобы удерживать сотрудников и привлекать новые кадры, бизнес должен предлагать условия труда и льготы лучше, чем у конкурентов. «Альфа-лизинг», к примеру, с 2023 г. добавила онкострахование к стандартным полисам ДМС, а в этом году – страхование жизни и от несчастных случаев.

Сейчас в каждой второй компании самыми популярными составляющими компенсационного пакета являются обучение за счет работодателя (51%), корпоративные мероприятия (50%) и подарки к праздничным датам (49%), показало исследование сервиса SuperJob. В 38% компаний работодатели оплачивают сотрудникам связь и интернет, в 33% – помогают материально в сложных жизненных ситуациях.

Нехватка рабочих рук заставила компании, которые раньше не задумывались о мотивации персонала, срочно меняться. Например, у коммуникационного агентства RIS Group до конца 2023 г. не было мотивационной программы, признается его директор по персоналу Катерина Мелимук. В декабре прошлого года компания замерила индекс лояльности сотрудников и обнаружила, что только 33% из них готовы рекомендовать работу в RIS знакомым и друзьям (метрика eNPS). Тогда агентство стало оплачивать такси для задержавшихся на работе, ввело расширенное ДМС и программу заботы о сотрудниках с тематическими днями, розыгрышами призов и бонусами, которые можно потратить на разные услуги. Результат, по словам Мелимук, даже превзошел ожидания: к апрелю 2024 г. индекс eNPS вырос почти в 2 раза до 61%.

Работодателям нужно быть особенно гибкими в вопросах мотивации сотрудников, время клишированных решений ушло, убеждена руководитель студии консалтинга и обучения «Коннектикум» Наталья Шонина. Она предлагает использовать стратегию «кафетерий льгот», когда у каждого сотрудника есть, например, 50 000 руб. в год, которые он может потратить на важные для него бонусы: страхование для членов семьи, карту в фитнес-клуб, обучение или участие в конференции.

Именно в таком формате работает мотивационная программа в «Альфа-лизинге». Сотрудники компании выбирают, какую компенсацию получать: на занятия спортом, туристические путевки, выплату процентов по ипотеке, медицинские услуги, обучение, консультации психологов и т. д. «Наш опрос показал, что сотрудники ценят свободу выбора и воспринимают ее как заботу – ведь работодатель не навязывает преференции, а оставляет возможность выбора», – рассказывает Порохина.

Энтузиазм для роста прибыли

Мотивационные программы помогают не только привлекать и удерживать сотрудников, но и повышают их вовлеченность и в конечном счете прибыльность бизнеса, выяснил Центр исследования благополучия Оксфордского университета (опрошено 15 млн сотрудников 1600 публичных компаний). Мотивированные сотрудники меньше прогуливают работу, усерднее трудятся, приносят больше прибыли, заботятся о безопасности на производстве и реже воруют, выяснила компания Gallup.

При этом основная масса наемных сотрудников не испытывают рабочего энтузиазма – и это общемировая проблема. По данным Gallup (ее глобальное исследование охватывает 183 000 предприятий с общим штатом 3,3 млн), уровень вовлеченности персонала составляет всего 23%. Gallup оценивает упущенную выгоду от низкой мотивации сотрудников в $8,8 трлн, что эквивалентно 9% мирового ВВП.

В России большинство сотрудников находятся в состоянии эмоционального выгорания, выяснила АНО «Культура здоровья», которая специализируется на внедрении программ благополучия. По данным ее опросов (около 600 респондентов), 89% работников имеют различные симптомы выгорания: раздражительность, апатию, отсутствие мотивации и низкую производительность; 28% испытывают тревогу из-за нехватки внутренней энергии; 30% жалуются на постоянный стресс.

Главное средство от текучести кадров – ощущение счастья на работе, уверена руководитель отдела массового подбора персонала СДЭК Виталина Бачерикова. С 2023 г. сервис доставки начал замерять индекс счастья у сотрудников и обнаружил, что для них важнее всего условия труда, отношения в коллективе и возможность роста и развития. «Получив эти данные, мы улучшили условия: организовали трансфер и питание, расширили соцпакет, изменили процессы обучения, усовершенствовали мобильные приложения и программы, которые делают работу команды проще», – рассказывает Бачерикова.

Сейчас сотрудникам СДЭК доступно ДМС в формате телемедицины, части из них – сервис психологической поддержки «Понимаю», возможность выбрать офис или удаленный график работы, программа признания и награждения лучших. Фокус на счастье сотрудников помог СДЭК в 2023 г. справиться с дефицитом кадров и снизить текучесть на 5% с 27,2% в 2022 г. «Мы не испытываем проблем в подборе, несмотря на серьезный кадровый голод, – уверяет Бачерикова. – Скорость закрытия вакансий удается поддерживать на уровне 2022 г., т. е. до наступления кадрового кризиса: в среднем 8,6 дня».

Психологическая настройка

Ежегодно во всем мире из-за депрессии и тревоги сотрудников теряется около 12 млрд рабочих дней, подсчитала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По ее оценкам, снижение производительности из-за ментального неблагополучия обходится мировой экономике в $1 трлн ежегодно. Достойный труд полезен для психического здоровья, а дискриминация, чрезмерная рабочая нагрузка и отсутствие социальных гарантий вредят, отмечает ВОЗ.

Забота о ментальном здоровье – глобальный тренд. По данным опроса Harris Poll для журнала Fortune (2000 респондентов в феврале 2024 г.), 23% работодателей внедрили сервисы по охране психического здоровья в последние несколько лет. Опрос Американской психологической ассоциации (проводился весной 2022 г. при участии 2016 человек) показал, что забота о ментальном здоровье сотрудников является решающим фактором при выборе работодателя для 81% респондентов.

Российский бизнес также следит за ментальным благополучием своих сотрудников. Например, банк «Точка» в последний год нанял корпоративного психолога и стал сотрудничать с одним из сервисов для психологической помощи, рассказывает HR-бизнес-партнер «Точки» Эльвира Фарвазова. Фармкомпания «Алцея» запустила программу «Формула благополучия» с мастер-классами про физическое здоровье, эмоциональное благополучие, финансовую безопасность и карьеру, экологию, взаимоотношения с людьми. Производитель «Фрутоняни», АО «Прогресс», начал сотрудничать с сервисом «Ясно». «Психологическая поддержка помогает справляться со стрессами, повышает мотивацию и придает сотрудникам уверенности для решения сложных рабочих задач», – считает директор по персоналу АО «Прогресс» Дарья Петрова.

Мотивационные программы и микроклимат в коллективе едва ли не единственные козыри малого и среднего бизнеса, когда приходится конкурировать за персонал с корпорациями, считает партнер компании – разработчика ПО ITQuick Дмитрий Шишкин. По его словам, на IT-рынке большинство специалистов высокого уровня сосредоточены в крупном бизнесе, между финтех-корпорациями и телекомом идет зарплатная гонка, которую компании поменьше не способны выдержать.

Молодая IT-компания пошла другим путем: она нанимает разработчиков в регионах и тратит много сил на создание комфортного психологического фона в командах. «У большинства разработчиков руководители – технари. Они умеют ставить технические задачи, но не всегда владеют навыками человеческого взаимодействия», – объясняет Шишкин. По его словам, в каждой команде есть куратор, который следит за тем, чтобы в коллективе складывалось психологически комфортное и справедливое взаимодействие, а все межличностные проблемы своевременно решались. В результате психологической настройки команд в 2022 г. текучесть кадров в ITQuick составила 5%, а в 2023 г. ее не покинул ни один сотрудник.