Программы мотивации меняются в ответ на кадровый голод
Компании пересматривают системы оплаты труда и больше заботятся о сотрудникахПервой реакцией многих работодателей на кадровый голод стало увеличение денежного вознаграждения. 57% компаний, опрошенных сервисом SuperJob в июне 2024 г., заявили, что повышали или индексировали оклады менее чем полгода назад, а 20% пересматривали зарплаты от 6 до 12 месяцев назад.
Зарплата остается самым значимым параметром для 90% кандидатов, претендующих на линейные должности, а также для действующих сотрудников, объясняет директор по персоналу «Курьер сервис экспресса» Галина Кезикова. По статистике сервиса hh.ru, в марте 2024 г. медианная предлагаемая зарплата выросла на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (64 200 руб. и 45 400 руб. соответственно). По данным Росстата, номинальная зарплата в марте 2024 г. составила 87 740 руб. – на 21,6% больше, чем годом ранее.
Усиление конкуренции за линейный персонал вынуждает бизнес переходить на новые схемы оплаты, заменять проценты с продаж окладами. Например, розничная сеть Munz Group (обувные бренды Salamander, Thomas Munz, Briggs) увеличила фиксированный оклад и уменьшила премию за результат – в среднем это соотношение сейчас 60/40 вместо прежних 50/50, говорит директор по персоналу компании Екатерина Ананенкова. Пять лет назад было легко найти сотрудников, которые готовы работать только за процент, но теперь это почти невозможно: людям важны стабильность и гарантия того, что они получат деньги независимо от любых факторов, подтверждает владелец компании «Геометрия рекламы» Юлия Василевская.
Бесконечно участвовать в гонке зарплат невозможно – рано или поздно это подорвет конкурентоспособность бизнеса, убежден генеральный директор ППК «Технониколь» Владимир Марков. По его словам, за прошлый год компания трижды проиндексировала зарплаты: они выросли от 15 до 20% по некоторым специальностям. Гораздо важнее, по его словам, создать условия, при которых человеку не хочется уходить из компании, – и в этом помогут комплексные мотивационные программы.
Последние исследования подтверждают, что деньги – ненадежный инструмент для мотивации, особенно в долгосрочной перспективе. По данным рекрутинговой компании Uteam (в октябре 2023 г. она опросила HR-менеджеров 118 компаний), повышение зарплат не приводит к росту производительности: сотрудники воспринимают прибавку как должное вознаграждение за сверхурочный труд и большую нагрузку.
Выбор сотрудников
В условиях «рынка работодателя» бизнес мог себе позволить не проявлять рвения в вопросах мотивации персонала и ограничиваться премиями за результат и оплатой ДМС, вспоминает руководитель направления компенсаций и льгот группы «Альфа-лизинг» Елена Порохина. Это время прошло, констатирует она, и теперь, чтобы удерживать сотрудников и привлекать новые кадры, бизнес должен предлагать условия труда и льготы лучше, чем у конкурентов. «Альфа-лизинг», к примеру, с 2023 г. добавила онкострахование к стандартным полисам ДМС, а в этом году – страхование жизни и от несчастных случаев.
Сейчас в каждой второй компании самыми популярными составляющими компенсационного пакета являются обучение за счет работодателя (51%), корпоративные мероприятия (50%) и подарки к праздничным датам (49%), показало исследование сервиса SuperJob. В 38% компаний работодатели оплачивают сотрудникам связь и интернет, в 33% – помогают материально в сложных жизненных ситуациях.
Нехватка рабочих рук заставила компании, которые раньше не задумывались о мотивации персонала, срочно меняться. Например, у коммуникационного агентства RIS Group до конца 2023 г. не было мотивационной программы, признается его директор по персоналу Катерина Мелимук. В декабре прошлого года компания замерила индекс лояльности сотрудников и обнаружила, что только 33% из них готовы рекомендовать работу в RIS знакомым и друзьям (метрика eNPS). Тогда агентство стало оплачивать такси для задержавшихся на работе, ввело расширенное ДМС и программу заботы о сотрудниках с тематическими днями, розыгрышами призов и бонусами, которые можно потратить на разные услуги. Результат, по словам Мелимук, даже превзошел ожидания: к апрелю 2024 г. индекс eNPS вырос почти в 2 раза до 61%.
Работодателям нужно быть особенно гибкими в вопросах мотивации сотрудников, время клишированных решений ушло, убеждена руководитель студии консалтинга и обучения «Коннектикум» Наталья Шонина. Она предлагает использовать стратегию «кафетерий льгот», когда у каждого сотрудника есть, например, 50 000 руб. в год, которые он может потратить на важные для него бонусы: страхование для членов семьи, карту в фитнес-клуб, обучение или участие в конференции.
Именно в таком формате работает мотивационная программа в «Альфа-лизинге». Сотрудники компании выбирают, какую компенсацию получать: на занятия спортом, туристические путевки, выплату процентов по ипотеке, медицинские услуги, обучение, консультации психологов и т. д. «Наш опрос показал, что сотрудники ценят свободу выбора и воспринимают ее как заботу – ведь работодатель не навязывает преференции, а оставляет возможность выбора», – рассказывает Порохина.
Энтузиазм для роста прибыли
Мотивационные программы помогают не только привлекать и удерживать сотрудников, но и повышают их вовлеченность и в конечном счете прибыльность бизнеса, выяснил Центр исследования благополучия Оксфордского университета (опрошено 15 млн сотрудников 1600 публичных компаний). Мотивированные сотрудники меньше прогуливают работу, усерднее трудятся, приносят больше прибыли, заботятся о безопасности на производстве и реже воруют, выяснила компания Gallup.
При этом основная масса наемных сотрудников не испытывают рабочего энтузиазма – и это общемировая проблема. По данным Gallup (ее глобальное исследование охватывает 183 000 предприятий с общим штатом 3,3 млн), уровень вовлеченности персонала составляет всего 23%. Gallup оценивает упущенную выгоду от низкой мотивации сотрудников в $8,8 трлн, что эквивалентно 9% мирового ВВП.
В России большинство сотрудников находятся в состоянии эмоционального выгорания, выяснила АНО «Культура здоровья», которая специализируется на внедрении программ благополучия. По данным ее опросов (около 600 респондентов), 89% работников имеют различные симптомы выгорания: раздражительность, апатию, отсутствие мотивации и низкую производительность; 28% испытывают тревогу из-за нехватки внутренней энергии; 30% жалуются на постоянный стресс.
Главное средство от текучести кадров – ощущение счастья на работе, уверена руководитель отдела массового подбора персонала СДЭК Виталина Бачерикова. С 2023 г. сервис доставки начал замерять индекс счастья у сотрудников и обнаружил, что для них важнее всего условия труда, отношения в коллективе и возможность роста и развития. «Получив эти данные, мы улучшили условия: организовали трансфер и питание, расширили соцпакет, изменили процессы обучения, усовершенствовали мобильные приложения и программы, которые делают работу команды проще», – рассказывает Бачерикова.
Сейчас сотрудникам СДЭК доступно ДМС в формате телемедицины, части из них – сервис психологической поддержки «Понимаю», возможность выбрать офис или удаленный график работы, программа признания и награждения лучших. Фокус на счастье сотрудников помог СДЭК в 2023 г. справиться с дефицитом кадров и снизить текучесть на 5% с 27,2% в 2022 г. «Мы не испытываем проблем в подборе, несмотря на серьезный кадровый голод, – уверяет Бачерикова. – Скорость закрытия вакансий удается поддерживать на уровне 2022 г., т. е. до наступления кадрового кризиса: в среднем 8,6 дня».
Психологическая настройка
Ежегодно во всем мире из-за депрессии и тревоги сотрудников теряется около 12 млрд рабочих дней, подсчитала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По ее оценкам, снижение производительности из-за ментального неблагополучия обходится мировой экономике в $1 трлн ежегодно. Достойный труд полезен для психического здоровья, а дискриминация, чрезмерная рабочая нагрузка и отсутствие социальных гарантий вредят, отмечает ВОЗ.
Забота о ментальном здоровье – глобальный тренд. По данным опроса Harris Poll для журнала Fortune (2000 респондентов в феврале 2024 г.), 23% работодателей внедрили сервисы по охране психического здоровья в последние несколько лет. Опрос Американской психологической ассоциации (проводился весной 2022 г. при участии 2016 человек) показал, что забота о ментальном здоровье сотрудников является решающим фактором при выборе работодателя для 81% респондентов.
Российский бизнес также следит за ментальным благополучием своих сотрудников. Например, банк «Точка» в последний год нанял корпоративного психолога и стал сотрудничать с одним из сервисов для психологической помощи, рассказывает HR-бизнес-партнер «Точки» Эльвира Фарвазова. Фармкомпания «Алцея» запустила программу «Формула благополучия» с мастер-классами про физическое здоровье, эмоциональное благополучие, финансовую безопасность и карьеру, экологию, взаимоотношения с людьми. Производитель «Фрутоняни», АО «Прогресс», начал сотрудничать с сервисом «Ясно». «Психологическая поддержка помогает справляться со стрессами, повышает мотивацию и придает сотрудникам уверенности для решения сложных рабочих задач», – считает директор по персоналу АО «Прогресс» Дарья Петрова.
Мотивационные программы и микроклимат в коллективе едва ли не единственные козыри малого и среднего бизнеса, когда приходится конкурировать за персонал с корпорациями, считает партнер компании – разработчика ПО ITQuick Дмитрий Шишкин. По его словам, на IT-рынке большинство специалистов высокого уровня сосредоточены в крупном бизнесе, между финтех-корпорациями и телекомом идет зарплатная гонка, которую компании поменьше не способны выдержать.
Молодая IT-компания пошла другим путем: она нанимает разработчиков в регионах и тратит много сил на создание комфортного психологического фона в командах. «У большинства разработчиков руководители – технари. Они умеют ставить технические задачи, но не всегда владеют навыками человеческого взаимодействия», – объясняет Шишкин. По его словам, в каждой команде есть куратор, который следит за тем, чтобы в коллективе складывалось психологически комфортное и справедливое взаимодействие, а все межличностные проблемы своевременно решались. В результате психологической настройки команд в 2022 г. текучесть кадров в ITQuick составила 5%, а в 2023 г. ее не покинул ни один сотрудник.