В России перезапускают институт наставничества
Но и самих наставников нужно научить, как эффективно передавать опыт молодежиСегодня представители многих предприятий жалуются, что не могут найти общий язык с поколением зумеров. Но в условиях кадрового голода молодых людей надо нанимать и удерживать, а для этого их необходимо обучать и наставлять. Ситуация усугубляется тем, что на многих предприятиях работают представители сразу нескольких поколений. И старшим не всегда легко найти общий язык с младшими. Приходится садиться за парты и специально учиться учить других.
За реформу системы наставничества, начало которой было положено еще в 1860-х гг., государство и бизнес взялись на фоне быстрых технологических изменений и кадрового голода последнего времени. В СССР институт наставничества был усовершенствован, но после распада Советского Союза он ослаб. В ноябре 2024 г. президент Владимир Путин подписал Закон №381-ФЗ, который ввел в Трудовой кодекс РФ нормы о наставничестве на работе. Теперь труд наставника должен расцениваться как дополнительная работа, за которую полагается доплата.
Первый в стране методический центр по развитию наставничества и формированию базы его лучших практик появился в Пятигорске, в Центре знаний «Машук». Основная его цель ‒ сформировать в России бесшовное образовательное пространство, в котором воспитатель в детском саду, учитель в школе, преподаватель в вузе и наставник на производстве будут транслировать одинаковые ценности, убежден Антон Сериков, генеральный директор Центра знаний «Машук».
«Ведомости. Идеи управления» выясняли, как будет развиваться институт наставничества в ближайшие годы и как компании и государственные организации уже сейчас меняют свое отношение к наставникам и формируют систему их обучения.
Дань традиции
Согласно исследованиям ВЦИОМ и Роструда, более 15 000 российских предприятий сейчас используют системы наставничества. 60% из них говорят, что наставничество положительно повлияло на развитие бизнеса, а 35% готовы инвестировать в программы подготовки наставников.
Самые давние традиции наставничества сложились в России в промышленности. Сотрудники Горьковского автозавода утверждают, что как движение оно зародилось в стране именно на их предприятии в 1966 г. и сохранилось до сих пор. Сегодня, рассказывает представитель автозавода, на предприятии есть система обучения наставников, включающая тренинги и курсы по методике обучения рабочих на производстве и обеспечивающая систематизированную передачу профессиональных знаний и навыков. Программа состоит из электронного курса «Наставничество. Базовый курс» и очного 8-часового тренинга «Я-наставник», в котором слушатели знакомятся с практическими инструментами обучения и передачи опыта взрослым людям, а преподают им внутренние тренеры из корпоративного университета завода ‒ Академии современных технологий автомобилестроения. Сейчас, уточняет представитель компании, на Горьковском автозаводе более 655 наставников, из них – 375 рабочие. За ними закреплено более 2800 наставляемых.
О подобных тренингах «Ведомости. Идеи управления» узнали и в других производственных компаниях. Например, в «Северстали» наставники, которых в компании сейчас 5000 человек, проходят двухдневный тренинг (всего 16 часов обучения): в первый день их погружают в особенности обучения взрослых, а на второй рассказывают о теории поколений, чтобы они могли подобрать оптимальный подход к молодому подопечному. Всего ежегодно в «Северстали» обучается 700 наставников. В «Сибуре» подготовка включает два дня тренингов и модуль на предприятии, когда обучаемый наставник должен показать свои знания в процессе общения с подопечным. А в «Газпромнефти» 3600 наставников обучается по 10 различным программам профессиональной переподготовки. Они учатся работать с сотрудниками индивидуально и в группе, взаимодействовать с подопечными очно и в онлайн-среде, рассказал представитель компании.
Новые веяния
Сегодня наставничество – это не только передача навыков от опытного специалиста новичку, а целая система воспитания молодого поколения. Такой вектор развития задается на уровне государства. В своих выступлениях президент России Владимир Путин не раз отмечал, что наставничество – это передача своих знаний от сердца к сердцу и воспитание на собственном примере.
В рамках этого подхода в 2022 г. в Пятигорске был открыт корпоративный университет для всех наставников – Центр знаний (ЦЗ) «Машук». За два года команде «Машука» удалось разработать систематизированную методологию по передаче опыта. В 2024 г. в соответствии с поручением президента ЦЗ стал федеральным методическим центром по развитию наставничества, где готовят кадры в сфере образования, молодежной политики и воспитательной работы.
ЦЗ «Машук» стал важным центром разработки и внедрения лучших практик наставничества в сфере образования, полагает директор открытого университета «Сколково» и лидер проекта «Академия наставников» Екатерина Морозова. По ее словам, в «Машуке» идет активная работа с экспертным сообществом, поддерживаются лучшие практики наставничества и создаются передовые образовательные программы, которые пока используются в сфере образования и государственной молодежной политики, но в будущем могут пригодиться и в корпоративном секторе как часть молодежной политики компаний.
Основная целевая аудитория центра сегодня – это учителя, педагоги и управленцы в сфере образования. Флагманская программа центра ‒ «Педсовет», она посвящена современным инструментам педагогики и проходит каждые три месяца. Набор на программу осуществляется на конкурсной основе, на одно место претендует 10 человек, NPS (индекс потребительской лояльности) составляет 96,3.
По данным ЦЗ «Машук», в центр приезжают представители всех регионов РФ и уже побывали наставники из более чем 30 разных стран. Только за 2024 г. в центре было проведено 110 образовательных мероприятий с общим количеством участников 12 000 человек. Всего за два года обучение по программам центра прошли более 35 000 человек.
Педагоги и управленцы осваивают в ЦЗ техники вовлечения школьников в социальную жизнь, инструменты наставничества, проектной работы, геймификации, изучают межпоколенческую психологию. В этом году в центре обучили несколько тысяч преподавателей социально-гуманитарного профиля в вузах, это именно те люди, которые во многом отвечают за воспитание молодежи, говорит Сериков.
Он рассказал и о программе, которую ЦЗ «Машук» делает совместно с РАНХиГС для Министерства просвещения, она называется «Кадровый резерв» и по сути готовит «скамейку запасных» для региональных министров, начальников департаментов, руководителей педагогических университетов. В нее включены блоки по управлению, наставничеству, профессиональным знаниями и педагогике.
Большое внимание сегодня уделяется программам для педагогов из новых территорий, одна из них – «Учителя будущего». «Учителя новых регионов – это наша целевая аудитория, они приезжают несколько раз в год», – говорит Сериков. По его словам, в центре разработали стратегии образовательной деятельности для министерства образования Луганской Народной Республики, обучили сотрудников министерства спорта, туризма и молодежной политики Донецкой Народной Республики. В этом году прошли обучение 500 директоров школ новых регионов, добавил Сериков.
Заразительный пример
Интерес государства к теме обучения наставников подтолкнул бизнес и госструктуры к реформированию собственных корпоративных систем наставничества.
Центробанк от наставничества новых сотрудников перешел к наставничеству руководителей и специалистов, рассказал представитель банка. Сейчас все наставники ЦБ могут пройти обучение в Академии наставничества Банка России, которое включает тренинговую программу, деловую игру и обсуждения за круглым столом.
В «Сбере» начали формировать культуру взаимного развития, когда в любой момент сотрудник может запросить поддержку значимых для него коллег. Сейчас новая система охватывает 45 000 сотрудников. Коллега может выступать в роли наставника, ментора, консультанта по развитию или buddy (коллега-помощник), рассказывает представитель банка. Кроме того, в рамках новой системы наставники могут пройти обучение не только по уже ранее созданным курсам наставничества, развития талантов, лидерства.
Однако дальнейшее развитие института наставничества в стране невозможно без серьезных исследований в этой сфере, уверены в Центре знаний «Машук». Именно поэтому центр сейчас запускает исследования совместно с крупными образовательными учреждениями и аналитическими центрами. Например, Российская академия образования разработала единую концепцию развития наставничества в России, и сейчас в ЦЗ «Машук» эту концепцию апробируют и внедряют в обучающие программы, рассказывает Виктор Басюк, вице-президент Российской академии образования. По его словам, концепция подходит для любой сферы экономики, не только для образования. И очень важно, что сейчас ее внедряют и обкатывают в таком крупном государственном центре, как «Машук», где обучают педагогов и учителей, а те, в свою очередь, передают эти знания и ценности молодежи.
В самом же ЦЗ проводятся внутренние научно-методические исследования для дальнейшего развития и совершенствования программы. «Каждый, кто у нас учился, заполняет несколько анкет, мы смотрим, насколько эффективна была для него программа и что можно в ней поправить на будущее», ‒ говорит Сериков.
В 2025 г., продолжает он, в «Машуке» планируется расширение линейки флагманских программ для разных категорий наставников: и тех, кто работает с молодыми предпринимателями, и тех, кто знакомит школьников с наукой. Программа «Кадрового резерва» тоже получит продолжение, есть идея выстроить систему подготовки будущих руководителей образовательных организаций. Кроме того, в «Машуке» собираются запустить международные образовательные проекты, развивать научно-исследовательскую деятельность и собственную IT-платформу для охвата новых целевых аудиторий, добавил Сериков.