Правильный курс: как готовят управленческие кадры в столице
Образовательные программы и лучшие инструменты охватывают разные сферы жизниМосква – крупнейший мегаполис не только по размерам и числу жителей, но и по разнообразию городских проектов, сервисов, инфраструктурных решений. Город ставит перед собой масштабные задачи, и для их решения нужны квалифицированные кадры, в том числе руководители.
Конечно, с такой необходимостью сталкиваются не только в Москве. Распространенная мировая практика в этой сфере – подготовка управленцев в профильных учебных заведениях и по специальным программам. Например, в Китае действует Национальная академия управления, где учатся чиновники не только из КНР, но и других государств.
В российской столице формированием системы кадровой поддержки для сотрудников правительства Москвы занимается Управление кадровых сервисов. Сейчас в команде города работает более 900 000 человек, среди них ‒ 40 000 руководителей всех уровней. Сегодня им доступны лучшие инструменты и накопленный опыт в кадровой сфере, позволяющие решать самые сложные задачи на благо жителей города, рассказал начальник Управления кадровых сервисов Павел Малыхин.
«Управление кадровых сервисов создает эффективные программы и сервисы для руководителей и их команд, которые каждый день обеспечивают работу самых разных городских сфер: от ЖКХ и экономического развития до здравоохранения и информационных технологий», ‒ подчеркнул Малыхин.
Такая концепция разработана по поручению мэра Москвы и в том числе призвана содействовать в реализации стратегии развития столицы до 2030 г. Ежедневное профессиональное и личностное развитие руководителей и их команд поможет москвичам получать качественные услуги. Поэтому сегодня одна из ключевых задач Управления ‒ сделать сервисы и программы доступными для всех управленцев команды Москвы.
Главное – люди
Для профессионального развития руководителей Управление кадровых сервисов предлагает более 70 программ и HR-инструментов. Выделяются флагманские программы «Урбан Лидер» для управленцев среднего звена и «Урбан Лидер. СТАРТ» для линейных руководителей. В этом году они заняли первое место в премии «HR-бренд» в номинации «Столица». Организатором премии выступает портал онлайн-рекрутинга HeadHunter, награды вручаются за достижения в сфере управления персоналом.
По словам Малыхина, обе программы прививают слушателям новую управленческую культуру.
«В фокусе внимания оказываются сотрудники, а не процессы. В результате команды, которые сегодня развивают столицу, лучше адаптируются к новым вызовам и быстрее достигают высоких результатов», ‒ уточнил он.
Учебные модули строятся на практических занятиях с экспертами и встречах с управленцами высшего звена из разных городских структур. Важные составляющие ‒ обмен опытом среди самих участников и нетворкинг. Модули легко совмещать с работой, а после обучения можно присоединиться к закрытому сообществу выпускников, чтобы поддерживать контакты, при необходимости обмениваться опытом и вместе решать задачи по городскому управлению.
«Программа «Урбан Лидер» помогла мне расширить свой управленческий инструментарий и кругозор, дала возможность смотреть на задачи шире, открыла потенциал для обогащения целей новыми смыслами. Благодаря программе я и, следовательно, моя команда получили новую мотивацию в виде смыслов ‒ это поможет еще лучше отвечать на те непростые вызовы, которые ставит перед нами город», ‒ рассказал Всеволод Корнев, начальник управления департамента информационных технологий города Москвы.
Баланс знаний
Руководителям также доступны отраслевые программы МРА (Master of Public Administration ‒ Мастер государственного управления). Например, директора образовательных организаций могут пройти переподготовку по программе MPA «Управление в образовании», разработанной совместно с департаментом образования и науки города Москвы. Обучение по такой программе как раз закончил директор школы № 338 им. Героя Советского Союза А. Ф. Авдеева в Коммунарке Дмитрий Плужников. По его словам, программа расширяет знания в сферах управления процессами, ресурсами и персоналом, и при этом развивает «мягкие» навыки работы с людьми.
«Наши занятия в основном проходили в формате тренингов с экспертами-практиками ‒ топ-менеджерами крупных корпораций. Они рассказывали, как тот или иной процесс построен у них, а мы перекладывали это на образование», ‒ рассказывает директор.
Участники объединились в работе над проектами: рекрутинг, сохранение и развитие коллектива, образовательные результаты и ценности московского образования. Плужников работал с группой над проектом, который прорабатывал систему интеллектуальных игр для детских и взрослых коллективов.
Кроме того, все участники обучения разбирали актуальные проблемы современного образования: практики воспитания (в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья), самоопределение учащихся, профилактика деструктивного поведения. Внимание уделили важным аспектам управления командой: от методов подбора и адаптации до формулировки рабочих задач и контроля результатов.
«Я познакомился с новыми для меня инструментами ‒ постановкой, распределением и оценкой выполнения задач, научился понимать, насколько задача принята в коллективе», ‒ поделился Плужников.
Он также высоко оценивает персональные консультации, предложенные в программе. Например, учащимся поясняли, как справляться с ситуациями, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам разных категорий: учителям, другим специалистам, самим руководителям.
Теорию дополнила практика: Плужников проходил ее в департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы, где познакомился с выстроенной системой адаптации персонала департамента, а также в Московском образовательном комплексе «Запад», где изучил методы развития и удержания сотрудников образовательных организаций.
Благодаря обучению по программе МРА «Управление в образовании», отмечает Плужников, он и его управленческая команда начали сотрудничество с Управлением кадровых сервисов правительства Москвы в части диагностики, развития и подбора персонала школы.
Важные решения
Такое обучение доступно и руководителям медицинских организаций Москвы. Для них в Управлении кадровых сервисов разработали две программы профессиональной переподготовки: «Управление в здравоохранении» и «Управление медицинской организацией» для главных врачей и для их заместителей и специалистов, состоящих в кадровом резерве. Обе программы разработаны совместно с московским департаментом здравоохранения. «Управление в здравоохранении» с 2014 г. подготовило более 270 главных врачей.
«Часто руководителю медицинской организации необходимы навыки высококлассного менеджера: собирать и анализировать данные, принимать на их основе управленческие решения и выстраивать пациентоцентричные коммуникации, выполнять роли коуча и фасилитатора (человека, облегчающего взаимодействие в коллективе. ‒ Прим. «Ведомости. Идеи управления»), а также уметь мотивировать сотрудников», ‒ объяснил Малыхин.
Программа «Управление медицинской организацией» нацелена на развитие лидерских и деловых качеств, эмоционального интеллекта, стратегического мышления, на расширение знаний в области права и экономики.
«Обучение создано по запросам главных врачей столичных клиник и с учетом специфики деятельности их заместителей в целях подготовки управленческой команды медицинской организации», ‒ добавил Малыхин. Он убежден, что программа помогает модернизировать и развивать систему здравоохранения в столице.
Инновационные проекты
Для развития высококвалифицированных руководителей в сфере транспорта создана программа профессиональной переподготовки «MTA. Управление в транспортной отрасли». Она разработана совместно с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
В прошлом году, как сообщили в Управлении кадровых сервисов, в рамках пилотного проекта программу прошли 44 руководителя из 11 организаций Московского транспорта, а сейчас по ней обучаются 60 руководителей из 16 организаций. Среди них ‒ Эдуард Мурыков, директор по развитию региональных проектов ООО «СберТройка».
«В процессе обучения мы развиваем компетенции в области современного менеджмента, которые необходимы нам для реализации транспортной стратегии в Москве, погружаемся в ключевые цели и задачи комплекса. Кроме того, знакомимся с лучшими российскими и мировыми бизнес-практиками, расширяем сеть профессиональных контактов для более эффективного решения рабочих задач», ‒ рассказал Мурыков. Он особенно подчеркнул, что занятия проходят в разных форматах: «Мы посещаем лекции, онлайн-курсы и VR-тренировки, участвуем в проектных сессиях и мастер-классах. Все это помогает обучаться эффективно, интересно и при этом не отрываться от рабочих задач».
В ходе обучения участники разрабатывают и внедряют инновационные проекты для столичного транспорта. На этом ответственном пути их поддерживают уникальные преподаватели: эксперты-практики из Транспортного комплекса Москвы и России, руководители из правительства Москвы, бизнес-тренеры и предприниматели. А для обмена опытом, обсуждения важных организационных и технологических вопросов и проверки гипотез участники посещают ведущие российские компании.
Индивидуальный подход
Еще один формат работы Управления кадровых сервисов правительства Москвы – персональные треки развития руководителей. Это индивидуальные онлайн-программы для проработки «мягких» навыков.
«Трек развития руководитель выбирает для себя самостоятельно. Подобрать подходящий трек и записаться на ближайший поток можно, оставив заявку на Витрине кадровых сервисов правительства Москвы», ‒ подчеркнул Малыхин.
Конкретный выбор зависит от целей обучения. Трек «Мастерство управления людьми» учит ставить задачи и контролировать их выполнение, планировать нагрузку сотрудников, эффективно коммуницировать с подчиненными. Трек «Вызов Коперника: научиться мыслить по-новому» готовит к нестандартным решениям и генерации идей. Грамотно мотивировать сотрудников помогают на треке «Мотивация и развитие команды».
Учиться можно в свободное время и в удобном режиме: нужен только телефон или компьютер с доступом в интернет. За 20-30 минут можно изучить новый материал, сделать упражнение и потренироваться на специальном тренажере.
«Каждый трек геймифицирован и интерактивен и имеет определенную метафору, которая помогает участникам лучше усваивать материал. В большинстве треков слушателя сопровождает эксперт-тьютор, который отвечает на вопросы участников и проверяет их ответы», ‒ добавил Малыхин.
Для коммуникации с участниками треков создаются специальные телеграмм-каналы. Здесь слушатели получают полезные материалы, решают кейсы, проходят опросы. Каждый курс занимает от нескольких недель до нескольких месяцев, а выпускники получают сертификат.
На новый уровень
По данным Управления кадровых сервисов, более 400 руководителей прошли подготовку по программе «Урбан. Лидер», среди них: Мария Богомолова, замруководителя департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы; Дмитрий Головин, замруководителя департамента информационных технологий; Александр Тверской, замруководителя департамента образования и науки; Арина Авдеева, начальник Управления развития технологической инфраструктуры ДПИР. Еще более 1500 управленцев обучились на курсе «Урбан Лидер. СТАРТ».
В октябре завершил свое обучение первый поток МРА «Управление в образовании»: 70 директоров образовательных организаций представили проекты по развитию образовательной отрасли. «Новые компетенции позволяют не только эффективно организовать работу подчиненных, но и вдохновлять их», ‒ рассказал Плужников. Сейчас он управляет коллективом почти в тысячу человек: только в два новых школьных корпуса набрали около 200 сотрудников. Проведены сотни собеседований, спланирована адаптация новичков. В этом помогли знания, полученные в учебе.
«Нас научили мотивировать педагогов не просто выполнять свои обязанности, а делать это хорошо, развивая свой личный потенциал и бренд», – отмечает Плужников.