Российский образовательный экспорт: как трансфер знаний расширяет дорогу бизнесу
Отечественные компании и вузы активно готовят зарубежных специалистовРоссия традиционно считается экспортоориентированной страной: более трети доходов бюджета приносят поставки на зарубежные рынки энергоносителей, активно продаются металлы и уголь. Но не только: в последние годы страна наращивает экспорт образования, в основном в технологических областях.
Образовательная миссия
Россия продолжает укреплять свои позиции в мировой системе экспорта технологического образования. Основные направления включают страны СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки, сообщил представитель Минобрнауки РФ. Перспективность данных регионов очевидна: так, население только государств БРИКС составляло в прошлом году 3,23 млрд человек, или более 40% населения мира. На них приходилось 31,5% мирового ВВП по паритету покупательной способности, и они опережали по этому показателю G7, следует из аналитических материалов Сбербанка. При этом к 2030 г. доля БРИКС в мировой торговле может превысить совокупную долю США и стран Европы.
В этих регионах российские вузы пользуются большой популярностью благодаря высокому качеству образования и доступной стоимости обучения, пояснил представитель министерства. «Еще со времен СССР советское образование и наука всегда лидировали, были по качеству наравне с крупнейшими мировыми державами. И конечно, благодаря государственным подходам у нас недорогое образование», – отмечал в интервью «Ведомостям» ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Олег Ястребов.
С начала 2019 г. в России реализуется федеральный проект «Экспорт образования», основная цель которого – повысить общее количество иностранных студентов, проходящих обучение в российских вузах.
На середину нынешнего лета, по данным Минобрнауки, в российских университетах обучались более 355 000 иностранных студентов. В топ-5 стран по количеству иностранных граждан, принятых на обучение в вузы нашей страны, входят Казахстан, Узбекистан, Китай, Туркмения, Таджикистан. По технологическим направлениям в российских вузах обучаются почти 90 000 иностранных студентов, в зарубежных филиалах – 6000 человек, на заочном обучении – 14 000. Многие отечественные вузы предлагают студентам из разных стран онлайн-программы. Заочное и дистанционное обучение играет важную роль в экспорте российского образования, отметил представитель Минобрнауки.
При этом российское государство сейчас активно развивает сотрудничество со странами БРИКС+. Сегодня в вузах России учатся студенты из 20 стран африканского континента, в числе которых Египет и Эфиопия, в последние годы, по словам Ястребова, в РУДН наблюдается увеличение количества студентов из стран Африки. «При этом нельзя сказать, что мы сфокусировались только на Африке. Мы очень серьезно и плотно работаем с Азией, с Латинской Америкой, с арабскими странами. Наша задача – поддерживать присутствие студентов более чем из 160 стран», – отмечает он.
Опора на бизнес
Бизнес активно подключается к государственным программам экспорта образования. Иностранные студенты, окончившие российские вузы, могут трудоустраиваться в компании ‒ партнеры российских промышленных корпораций за рубежом. Выпускники учебных заведений, таких как, например, РУДН и опорные вузы Госкорпорации «Росатом», продвигают российские технологии и образование в своих странах, рассказал сотрудник пресс-службы Минобрнауки.
Кроме того, отмечают в министерстве, с 2011 г. «Русал» реализует программу по целевой подготовке в российских вузах специалистов для зарубежных предприятий компании. Ее участники – студенты и выпускники школ из Гвинеи, Гайаны и Ямайки, показавшие отличную успеваемость в учебе на родине и прошедшие конкурсный отбор. Компания берет на себя расходы по оплате их обучения и проживания в России, обеспечивает медицинской страховкой и ежемесячно выплачивает стипендию. Иностранные студенты осваивают различные специальности: инженерные, горные, металлургические, транспортные, строительные ‒ в нескольких вузах. В ходе обучения они проходят практику на предприятиях «Русала» Уральского и Сибирского регионов.
«Росатом» сейчас строит 22 блока АЭС большой мощности в семи странах. Скоро в Узбекистане начинается строительство атомной станции малой мощности (АСММ) по российскому проекту мощностью 330 МВТ (шесть реакторов по 55 МВт каждый). Это первый в мировой истории экспортный контракт на сооружение АСММ. «Росатом» комплексно готовит иностранные кадры для проектов атомной энергетики. Под каждый проект создается совместная рабочая группа и разрабатывается страновой план, который включает обучение студентов, повышение квалификации сотрудников в учебных центрах, программы развития в корпоративных университетах отрасли. На сегодняшний день, например, на базе Технической академии «Росатома» для зарубежных проектов обучено и обучается более 4000 человек. А в Обнинском институте атомной энергетики (ИАТЭ НИЯУ МИФИ), одном из 20 опорных вузов госкорпорации, подготовлено свыше 1300 специалистов. В планах к 2030 г. ‒ довести эту численность до 3000.
При этом у «Росатома» есть социальный стандарт по работе с кадрами, который переносится в страны-партнеры с учетом их особенностей. Он включает в себя не только образование, но и развитие культурной и социальной сферы. Например, для АЭС «Руппур» в Бангладеш Техническая академия «Росатома» обучила 572 человека. Это самая удаленная от границ РФ строительная площадка. При строительстве АЭС на месте деревни появился город с жилым комплексом и школами, спортивными и культурными объектами. Другой пример – АЭС «Аккую» в Турции. Проект также предусматривает строительство школ, детских садов, парков и другой инфраструктуры. Оба проекта позволили создать тысячи рабочих мест не только в строительстве, но и в малом и среднем бизнесе регионов.
Флагманский проект, инициированный Госкорпорацией «Росатом», Калужской областью и НИЯУ МИФИ, – глобальный научно-образовательный центр «Обнинск Тех», который создается сейчас в Обнинске. Осенью 2023 г. иностранные студенты, обучающиеся по ядерным и смежным специальностям, собрались на первом международном молодежном ядерном форуме «Обнинск NEW» и поддержали идею проекта, который будет готовить кадры для атомной отрасли стран ‒ партнеров Госкорпорации «Росатом». По мнению представителя госкорпорации, проект «Обнинск Тех» имеет хорошие перспективы, поскольку Россия является мировым лидером в области ядерных технологий. «Росатом» работает в 60 странах мира, его выручка на зарубежных рынках по итогам 2023 г. достигла $16,2 млрд. Госкорпорация создает в странах-партнерах атомные отрасли, которые требуют высококвалифицированных специалистов. А НИЯУ МИФИ – лидер Консорциума опорных вузов «Росатома» – вошел в пятерку лучших вузов мира по ядерному образованию и технологиям, по версии международного рейтингового агентства Round University Rankings.
Работа на местах
Некоторые отечественные вузы открывают свои филиалы за рубежом. На начало 2023 г., когда правительство дало поручение активизировать данный процесс, их, по подсчетам НИУ ВШЭ, насчитывалось 44.
«Минобрнауки России проводит работу по расширению международной активности отечественных вузов с учетом текущей геополитической обстановки. В частности, совместно с университетским сообществом готовятся предложения по открытию новых филиалов в дружественных странах», – отмечал в феврале 2023 г. на встрече с ректорами министр Валерий Фальков. У Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) уже есть программы подготовки специалистов «Прикладная математика и информатика» в филиалах в Ереване (Армения), Ташкенте (Узбекистан), Баку (Азербайджан), Душанбе (Таджикистан) и Астане (Казахстан).
Не отстают и технические вузы. В декабре 2023 г. Московский институт электронной техники (МИЭТ) вошел в консорциум российских и вьетнамских университетов, созданный для совместной подготовки кадров по IT-специальностям. В составе объединения также Хошиминский университет технологий, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ).
Участвует в этом процессе и бизнес. В июле 2023 г. состоялся первый выпуск 62 студентов открытого при поддержке «Росатома» Ташкентского филиала Национального исследовательского НИЯУ МИФИ. В сентябре 2022 г. открылся филиал МИФИ в Казахстане для подготовки специалистов в сфере ядерной энергетики и информационных технологий (ИТ). Кроме того, реализуется 20 совместных программ в области атомных и смежных технологий с вузами в Армении, Казахстане, Египте, Руанде, Турции, Боливии, ЮАР, Намибии, Танзании, Малайзии, Беларуси, Гане и Бразилии.
А в марте 2024 г. при поддержке «Росатома» прошел форум для студентов «Россия – Латинская Америка», в котором приняли участие 250 человек из 14 стран, в ноябре планируется аналогичный форум «Россия – Африка». Госкорпорация сотрудничает с Молодежным энергетическим агентством БРИКС и поддерживает проекты студентов в рамках новой платформы МЭА БРИКС Global Partners Network.
Крепкие связи
Многие из иностранных выпускников российских вузов занимают ключевые посты в политической системе и экономике своих стран. Причем не обязательно тех, откуда они приехали. Так, Ястребов вспоминает выпускницу РУДН из Африки, которая переехала в Канаду и стала там министром по делам коренных народов севера.
Работа с выпускниками содействует не только продвижению российского образования за рубежом, но и развитию деловых связей между странами. «Многие выпускники наших опорных вузов прошлых лет занимают ключевые посты в экономике, энергетике и промышленности своих стран. Это закладывает фундамент для устойчивого партнерства в реализации совместных проектов», – говорит заместитель генерального директора по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева.
Например, в марте 2024 г. на полях Международного форума «АТОМЭКСПО» состоялась встреча выпускников партнерских вузов Госкорпорации «Росатом» по зеленой повестке. На мероприятии также была подписана Дорожная карта с компанией Eskom (ЮАР) о сотрудничестве в кадровых проектах и подготовке персонала на 2024‒2026 гг. Документ предусматривает участие «Росатома» в мероприятиях по линии БРИКС, создание совместной базы талантливых студентов для дальнейшего трудоустройства в энергетических компаниях этих стран и обмен опытом между работодателями.
«Мы видим целый ряд преимуществ от экспорта знаний и культуры, – говорит Терентьева. – Это и обеспечение безопасного и надежного использования атомных технологий, и партнерство, и реализация совместных проектов». По ее мнению, от такого подхода выигрывают все.