Как запустить франшизу и не прогореть
Прежде чем масштабировать свой продукт по франшизе, предприниматель должен испытать бизнес-модель предприятия в трех разных локациях города — бизнес-центр, спальный район или рынокЧасто современные инфобизнесмены позиционируют франшизу как универсальный инструмент, с помощью которого можно быстро разбогатеть. Главное – сделать на скорую руку тестовый образец (будь то ресторан фастфуда или школа робототехники для детей), упаковать сырой проект во франшизу и начать продавать по всей стране. Но никто не рассказывает о сложностях и трудностях, которые встречаются на этом пути.
Вы заблуждаетесь, если думаете, что достаточно продать идею, название и логотип, чтобы открыть франчайзинговую сеть. Нишу для бизнеса можно найти в интернете бесплатно, а на специальных ресурсах сгенерировать подходящее вашему проекту название и подобрать «сочный» логотип всего за $25-50. Владельцу франшизы придется обучить партнера, объяснить, как работают внутренние процессы компании, помочь с продвижением и выполнить другие обязательства договора. А самое главное – рассчитать экономическую эффективность будущего проекта для франчайзи (покупатель франшизы). Как скоро он сможет окупить свои вложения?
Найти идею для прибыльного дела – это только 5% успеха. Нужно потратить немало времени и усилий, чтобы ее реализовать. Преуспевает не тот, кто придумал первым, а самый упорный – кто довел свою задумку до конца. Нужно понимать: франчайзи платит за возможность сэкономить деньги и время при открытии своего дела. Благодаря франшизе он получает быстрый доступ к покупателям бренда, отлаженным бизнес-процессам, стандартам работы, системе поставок и т. д. Вроде бы все очевидно – покупать одну обертку нет смысла, но социальные сети переполнены предложениями о продаже быстрой, дешевой, а главное, как обещают продавцы, прибыльной франшизы «под ключ». По сути они предлагают не франшизу, а консультации по открытию бизнеса. Упаковать идею и быстро (а главное, дешево) продать – дело нехитрое. Но вряд ли они хотят тиражировать свой продукт. Скорее всего, ушлые продавцы желают заработать на начинающих предпринимателях.
Даже у состоявшегося проекта преждевременная продажа франшизы — огромный риск. Только представьте, предприниматель открыл кофейню в бизнес-центре. Это его первый предпринимательский опыт. Хотя проект запустился недавно, работает весьма успешно. Он, окрыленный успехом одной точки, решает тиражировать бизнес с помощью франшизы. Выходит на новый рынок без базы знаний и опыта. Но сможет ли он сам повторить свой успех на новой локации будь то спальный район или аэропорт? Не факт. При этом ему еще нужно объяснить, как эффективно запустить бизнес на новом месте партнеру. Важно помнить, франчайзи покупает систему, которая гарантирует ему упрощенный вход на рынок и успех за счет накопленного опыта владельца франшизы.
Я часто слышу от коллег по рынку совет, что не стоит покупать франшизу у людей, у которых работает только одно предприятие. Системность и понимание бизнес-модели возникают, когда успех закреплен на запуске и развитии минимум трех предприятий на разных локациях. Я знаю несколько примеров, когда начинающие предприниматели, окрыленные успехом одного ресторана, пытались открыть еще один, но не смогли закрепиться на новом месте.
Прежде чем открыть франчайзинговую сеть, задайте себе несколько вопросов. Например, сможете ли вы повторить успех одной кофейни или одной школы английского на новом месте. Понимаете ли особенности существующих локации и аудитории.
Мало того сам владелец можете получить непоправимый ущерб для репутации из-за тех фокусов, которые могут выкинуть партнеры. К примеру, недобросовестный партнер может открыть кофейню по франшизе и торговать в ней своим меню. Заведомо экономить на качестве, если это четко не регламентировано в контракте. Поменять фирменную вывеску и продавать франчайзинговый продукт под другим товарным знаком. Таких примеров на рынке немало. Важно понять, что отношение владельца и франчайзи – это система с двусторонним движением, где покупатель получает рабочую бизнес-модель, а продавец – гарантии, что его бренд будет защищен от недобросовестного использования.
Что же касается самой упаковки франшизы, то никто не опишет и не структурирует ее лучше собственника компании. В процессе он может обнаружить слабые места и лишние процессы в своем деле. Сможет не только лучше изучить собственный проект, но и усовершенствовать его. Франшиза – это клон: если какой-то описанный процесс не работает у владельца бизнеса, то он не будет функционировать и у партнеров. Неважно, как много листов во франшизном пакете, главное — насколько он жизнеспособен. Несложно скопировать внешнее оформление – название, дизайн, меню и другое, но вы попробуйте повторить внутренние процессы работы предприятия. Без понимания и опыта сделать это будет в десятки раз дольше, сложнее и дороже.
Представьте, что франшиза – это автомобиль (неважно, Lada или Mercedes), управление которым зависит от навыков водителя. Конечно, управлять франшизой с отлаженной бизнес-моделью, большим опытом на рынке и популярным продуктом легче. Но машина сама по себе не поедет (беспилотники не в счет), а бизнес не будет слаженно работать без владельца.
На YouTube можно найти сотни роликов, в которых разоблачают недобросовестных продавцов франшизы. Но опознать их довольно просто. Если владелец франшизы обещает космическую прибыль без особого труда – это повод усомниться в его компетентности. Во-первых, почему он сам не зарабатывают эту прибыль, если нужно вложить, к примеру, всего 300 000 руб., которые вернутся за четыре месяца? Почему же он сам не возьмет потребительский кредит под 20% годовых, чтобы получить 300%-ную доходность? Во-вторых, не существует бизнеса, который не требует усилий. Например, чтобы получить пассивный доход от сдачи квартиры, сперва нужно разместить объявление и подготовить помещение (например, провести в нем уборку). А также найти квартирантов, оформить договор, а после – отслеживать платежи. Поговорка «без труда не вытащишь и рыбку из пруда» – это правда жизни.
Франшиза – инструмент масштабирования интересного и востребованного продукта. Если это не так, от вас отвернутся покупатели, а после накинутся разочарованные партнеры. Стоит только вспомнить, как рушились финансовые пирамиды в начале 90-х. Но это уже совсем другая история.