Какой будет коммунальная инфраструктура Москвы к 2030 году
Несмотря на беспрецедентный рост энергоэффективности, перед правительством города стоит целый ряд вызовов в сфере коммунального хозяйстваИнженерно-коммунальная инфраструктура Москвы – сложная система сооружений, благодаря которой миллионы людей получают жизненно важные ресурсы, такие как электроэнергия, тепловая энергия, вода и газ, комфортным и безопасным способом.
Чаще всего вопросы строительства новых энергоблоков, котельных, линий электропередачи или станций водоподготовки интересуют только специалистов, хотя они критически важны для каждого жителя города.
Инженерно-коммунальная инфраструктура представляет собой основу для качественной жизни населения и эффективного развития.
Для инженерно-коммунального сектора Москвы предыдущие 10 лет стали важным периодом, позволившим городу выстроить эффективную систему работы, снизить износ оборудования и сетей, повысить энергоэффективность объектов.
Так, с 2011 г. общий фонд городской недвижимости вырос на 31%, было построено 139,7 млн кв. м зданий и сооружений, в том числе 60,3 млн кв. м жилья, сообщил в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. Протяженность линий Московского метрополитена выросла в 1,8 раза, население Москвы увеличилось примерно на 1,5 млн человек. Но потребление основных энергетических и коммунальных ресурсов в Москве практически не росло, а по ряду позиций даже ощутимо сократилось.
Например, потребление тепловой энергии в Москве в 2010–2023 гг. снизилось на 5% до 80,43 млн Гкал, газа – на 16,4% до 22,84 млрд куб. м. За 13 лет выросло только потребление электроэнергии, причем несущественно – всего на 2% до 43,08 млрд кВт ч. «Причина этого парадокса вполне понятна – последнее десятилетие стало временем беспрецедентного роста энергоэффективности городского хозяйства Москвы», – объяснил мэр. По его словам, проекты энергосбережения – светодиодные лампы, современные краны, счетчики воды, оконные стеклопакеты – реализовала почти каждая московская семья.
Точно такие же проекты, только в большем масштабе, осуществляли городские службы и бизнес. Например, за счет проведения капитального ремонта в Москве удалось вдвое снизить потребление электричества и до 14% – расходы тепловой энергии в подъездах и других местах общего пользования жилых домов.
В 2023 г. правительство Москвы совместно с сетевыми компаниями, среди которых «Мосводоканал», «Мосгаз» и «Мосэнерго», продолжило системную работу по модернизации физической и цифровой инфраструктуры электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также освещения. Было построено и реконструировано более 2100 км инженерных сетей, в 2022 г. – свыше 1700 км.
По итогам многолетних работ средний износ инженерной инфраструктуры к 2023 г. значительно снизился: электрических сетей – с 65,2 до 48,6%, газовых – с 36,5 до 27,1%, говорится на сайте мэра Москвы. При этом более 11 лет в городе не было долгосрочных аварийных отключений потребителей. Если нештатные ситуации происходят, то за счет резервирования систем они остаются незаметными для жителей, отмечается в сообщении на сайте мэра.
Сейчас в Москве крайне низкий износ коммунальных сетей, а резерв мощностей составляет от 12% по электричеству до 56% по водоснабжению, заметил мэр.
Как будет развиваться инженерно-коммунальная инфраструктура до 2030 г.
Работа с коммуникациями – регулярный процесс, поэтому в начале каждого года мэр утверждает план по развитию коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения на текущий год.
Основными задачами и проектами на 2024 г. стали: строительство и реконструкция более 3000 км инженерных сетей; ввод в эксплуатацию тяговой подстанции «Комсомольская»; реконструкция подстанций «Гольяново», «Сырово» и кабельно-воздушных линий на 110 кВ Владыкино – Бескудниково, Чагино – Новоспасская; подключение новых зарядных станций для электромобилей и электробусов, объектов фонда реновации и фестивальных площадок и ярмарок; продолжение работ по технологическому перевооружению ТЭЦ-8, ТЭЦ-9, ТЭЦ-11, ТЭЦ-20, ТЭЦ-21 и ТЭЦ-25; реконструкция очистных сооружений «Яковлево», «Привольный» и «Пучково» и Кропоткинского газопровода-дюкера и продолжение строительства газовых сетей в ТиНАО.
Вместе с тем правительство Москвы уделяет большое внимание благоустройству города. По итогам 2024 г. планируется установить 15 000 опор освещения во дворах, на детских и спортивных площадках, территориях школ и детских садов, а также устроить архитектурно-художественную подсветку свыше 130 зданий и сооружений, в том числе Живописного моста на северо-западе Москвы.
При этом помимо ежегодных планов правительство формирует и более долгосрочные программы развития. В конце августа Собянин анонсировал Стратегию развития инженерно-коммунальной инфраструктуры Москвы до 2030 г.
Как подчеркнул мэр, потенциал роста энергоэффективности для города не исчерпан. «Капитальный ремонт жилья, использование новых материалов и технологий, цифровая трансформация позволят сэкономить миллиарды киловатт-часов электричества, литров воды и калорий тепла. Но в то же время только на экономию ставить нельзя. Москва продолжает расти, в городе вводятся рекордные объемы жилья и коммерческой недвижимости. Набирает темп электрификация транспорта, что потенциально снизит потребление жидкого топлива, но при этом увеличит спрос на электроэнергию», – заметил он.
Для решения этих задач в стратегию заложены десятки мероприятий по развитию инженерно-коммунальной инфраструктуры Москвы. Совместно с федеральными ресурсоснабжающими организациями город продолжит: реконструкцию ТЭЦ и строительство новых котельных; развитие сетей электро- и теплоснабжения; модернизацию и расширение газовых сетей; увеличение мощностей водоснабжения; строительство и реконструкцию очистных сооружений, прежде всего в новых районах Москвы.
Особое внимание город уделит развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта. К 2030 г. количество электромобилей в Москве может составить от 100 000 до 300 000 единиц. В городе будут действовать роботы-доставщики и другой электротранспорт. Для обеспечения их электроэнергией сеть ЭЗС к 2030 г. должна вырасти до 30 000 станций. Сейчас в Москве реализуется пилотный проект по установке зарядок переменного тока на базе трансформаторных подстанций, расположенных в городских дворах.
В августе в Москве утвердили новые правила размещения зарядной инфраструктуры при строительстве и реконструкции городских объектов. По новым правилам застройщикам необходимо оборудовать 5% парковочных мест зарядными станциями, а к 25–100% парковочных мест (в зависимости от типа объекта) подвести инженерную инфраструктуру для будущего подключения зарядных станций.
По словам Собянина, Стратегия развития инженерно-коммунальной инфраструктуры до 2030 г. гарантирует обеспечение как текущих, так и перспективных потребностей москвичей и бизнеса в электричестве, газе, тепле и воде и обеспечит адаптацию городской инфраструктуры к наступающей эпохе электрокаров.
Как Москва справляется с задачами: мнение экспертов
Инженерно-коммунальная инфраструктура Москвы регулярно обновляется, расширяется и оснащается современными технологиями контроля и управления, говорит основатель и генеральный директор архитектурного бюро MAD Architects Мария Раскевич-Николаева. Растет энергоэффективность городских систем, происходит плановая оптимизация затрат и реконструкция сетевой инфраструктуры, отмечает она.
Для большей эффективности уже сейчас власти внедряют умные технологии в инженерно-коммунальную инфраструктуру, используют возобновляемые источники энергии, улучшают экологическую обстановку в городе, говорит эксперт. По ее словам, тренд на новые технологии и материалы сохранится. Например, при прокладывании коммуникаций будет появляться больше высокопрочных полимерных труб, а для отслеживания их состояния и оперативного реагирования будут внедряться современные системы непрерывного мониторинга и управления.
По словам доктора технических наук, эксперта по градостроительной политике Ильи Киевского, состояние инфраструктуры всегда было под пристальным вниманием правительства Москвы и ресурсоснабжающих организаций. Но из-за интенсивного развития сферы строительства в некоторых районах города появляется износ существующих коммуникаций, обращает внимание он. Эта проблема решается системно за счет введения масштабных программ – например, программы реновации и программы комплексного развития территорий. Также разрабатываются комплексные схемы инженерного обеспечения, в соответствии с которыми власти проводят модернизацию коммуникаций.
При этом в отрасли все больше используются современные технологии и материалы, производство которых практически полностью локализовано в России, отмечает Киевский.
Вся инженерная инфраструктура города сформирована таким образом, чтобы ее работа оставалась бесперебойной, говорит независимый эксперт, кандидат политических наук Кирилл Парфенов. По его словам, надежность инфраструктуры обеспечивается целостностью каждой отдельной системы: значительная часть магистралей и сетей имеет дублирующие элементы, которые позволяют обеспечить подачу воды, теплоносителя, электроэнергии даже при серьезных локальных авариях.
Но даже в этих условиях у городских сетей есть большой потенциал для дальнейшего развития и совершенствования инженерно-коммунальной инфраструктуры, считает Парфенов.
В сфере энергосбережения есть целый пласт задач по расширению применения теплых фасадов и замене устаревших оконных и дверных заполнений, продолжает эксперт. Поэтому работу по модернизации инженерно-коммунальной инфраструктуры и бережному благоустройству территорий необходимо продолжать, заключает он.