Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать»
Как йога и медитация помогают сооснователю Flowwow управлять эмоциями и компаниейСпорт всегда был важной частью жизни сооснователя маркетплейса Flowwow Вячеслава Богдана. В детстве он играл в футбол, баскетбол, волейбол, бегал, катался на лыжах и т. д. К йоге пришел случайно, уже будучи взрослым: однажды, в момент личного кризиса, он отправился на занятие за компанию с девушкой. И остался – понравилось физическое и духовное состояние, которое испытал после практики. «Йога дала моему телу невероятную силу, гибкость и здоровье. Даже не помню, когда я последний раз болел», – признался «Ведомости. Городу» предприниматель.
Между восточной мудростью и западной рациональностью
Богдан пробовал разные направления, но больше всего понравилась дживамукти-йога – непрерывный поток асан, плавно перетекающих одна в другую. Занятия требуют от человека выносливости и силы, первые полгода, как рассказывает бизнесмен, было непросто, а коврик после каждой тренировки можно было буквально выжимать.
Дживамукти создала американская пара Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. Они провели годы, путешествуя по Индии и изучая традиционные практики, а затем синтезировали все лучшее и добавили динамику, виньясы и философию, понятную современному западному человеку. Во время практики тело разогревается, растягивается, проходит моменты интенсивного напряжения и оказывается в кульминационной точке – медитации.
Для практикующих йогу это наиболее ценное состояние – когда исчезает внутренний диалог, ощущается пульсация каждой клетки и абсолютный контакт с телом, делится предприниматель: «Во время медитации происходит настолько глубокий процесс, что из него не хочется выходить. Наверное, что-то подобное испытывают буддийские монахи, которые медитируют десятилетиями и могут войти в состояние блаженства, когда перестаешь замечать мир вокруг».
Богдан не стремится в Тибет, для него важно сохранять баланс между восточной мудростью и западной рациональностью. Он воспринимает медитацию как практический инструмент для развития важных навыков, таких, как внимательность. Это работает в повседневности: помогает полностью присутствовать в диалоге, слышать и понимать собеседника. Другая важная способность, которую дают практики, – умение замечать свои эмоции. Кроме того, как отмечает сооснователь Flowwow, медитация создает паузу между стимулом и реакцией: «В этот момент можно спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Почему именно так реагирую?» Эта простая практика меняет качество жизни».
Бизнес на кончиках пальцев
Медитировать может каждый, для этого не требуется специальных условий: не нужно идти на вершину горы или садиться в позу лотоса, чтобы почувствовать себя как-то особенно, достаточно тихого уголка в квартире и смартфона с приложением, утверждает бизнесмен. А главное препятствие не время, а привычки, уверен он: «Отложите телефон за 30 минут до сна – вот вам и окно для практики».
Вхождение в медитацию: с чего начать
Для тех, кто хочет начать медитировать, Богдан рекомендует «Процесс присутствия» Майкла Брауна – 10-недельный курс медитаций, основанный на дыхательных практиках и наблюдении за повседневностью. Этот курс помогает распознавать свои непроизвольные реакции и действовать более осознанно.
Для творческого прорыва бизнесмен советует прочитать книгу «Из ничего: искусство создавать искусство», в которой легендарный музыкальный продюсер Рик Рубин раскрывает природу творчества – будь то стартап, искусство или музыка.
«Это произведение – компас для тех, кто хочет сохранять аутентичность, умело проходить кризисы и найти ответ на вопрос: «Как работает творчество?», – констатирует Богдан.
Сам Богдан посвящает медитации от получаса до 50 минут в день, развенчивая миф о том, что бизнесмены – сверхзанятые люди, в календаре которых не найти свободного времени.
«Существует два типа бизнесменов, – рассуждает он. – Первые на вопрос о том, как они добились успеха, ответят: «Работал как проклятый с утра до ночи». И искренне будут верить, что успех измеряется количеством потраченных часов. Они придут на интервью и будут говорить, что самое важное для достижения успеха – «пахать». Вторые предпочитают доверить часть процессов команде, освобождая время для стратегических задач. И те, и другие будут правы.
Сооснователь Flowwow относит себя ко второй категории. Его предпринимательский путь начался в 2014 г., когда трое молодых партнеров решили найти свою нишу по аналогии с успешными агрегаторами вроде «Авиасейлс» или Delivery Club. Прежде чем создавать маркетплейс, команда протестировала семь различных бизнес-моделей. В итоге остановились на той, что работает сейчас: Flowwow не занимается дистрибуцией цветов и подарков, как некоторые думают, а по сути является IT-компанией, штат которой составляют не флористы, а разработчики, аналитики, продакт-менеджеры и маркетологи.
С самого начала основатели сделали ставку на онлайн – этот формат привлекал возможностью максимально масштабировать бизнес. Каждый показатель – от колебания спроса до всплесков интереса к отдельным категориям товаров – отслеживается командой проекта в режиме реального времени. Эта «цифровая чуткость» позволяет маркетплейсу увидеть спрос и оперативно добавлять новые категории.
Еще на старте основатели распределили роли по принципу экспертизы. Богдан взял на себя маркетинг, продажи и привлечение клиентов – сфера, где он уже был силен благодаря большому опыту работы в «Яндексе» и крупных рекламных агентствах. Кофаундеры сфокусировались на привлечении партнеров и создании технической платформы для сайта. Настоящим испытанием лидерских качеств стал момент, когда полтора года назад предприниматель осознал необходимость отойти от операционного управления: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать, – формулирует он свое кредо. – Сейчас, когда у нас в маркетинге четко поделены зоны ответственности между руководителями, погружаться с головой во все процессы нет необходимости. Но я остаюсь в курсе, участвую в ключевых митинг-поинтах – мне по-прежнему интересно все, что связано с креативными концепциями».
На вершине
Для Богдана бизнес больше, чем задачи и цифры, – это любимый путь, наполненный смыслом, признается он: «Любой бизнес – продолжение того, что в голове у его основателя. Для меня стало настоящим открытием, что мое внутреннее состояние напрямую влияет на команду. Хороший лидер способен вдохновлять, создавать условия для роста и достижения новых вершин».
Flowwow активно поддерживает спортивные увлечения членов команды через систему компенсаций, но без фанатизма. Компания, где сотрудники регулярно занимаются спортом, сильнее и продуктивнее других, поясняет бизнесмен. При этом цели привести всех «на коврик» нет, отмечает бизнесмен. Среди сотрудников, по его словам, есть те, кто занимается велоспортом, ММА, джиу-джитсу, танцами, лыжами. Флаг компании уже развевается на вершине Эльбруса благодаря одному из альпинистов команды.
Место силы
Еще одна страсть сооснователя Flowwow – путешествия. Смена декораций, по мнению Богдана, побуждает к созданию новых идей. Особенно его привлекают контрасты – прилетать из динамичного мегаполиса в зеленые азиатские прерии, а местом силы он называет Бали: «Созерцание зелени успокаивает не только глаза, но и ум».
Также в поездках бизнесмен предпочитает активный отдых: от
долгих прогулок по городам Европы до трекинга по живописным тропам Мадейры или
Азорским островам. А иногда – эмоции на трибунах, как в случае с матчем «Астон Виллы» против «Пари Сен-Жермен», ведь футбол – еще одно увлечение предпринимателя.
Особенно актуальны занятия спортом после тридцати, когда тело становится чутким барометром: лишний вес негативно сказывается на самочувствии и настроении, говорит Богдан. В этом возрасте, как добавляет он, приходит осознание, что важно регулярно поддерживать тело в хорошем физическом состоянии – от этого зависит то, каким человек видит окружающий мир.
«Нельзя сказать, что человек проехал на велосипеде 250 км и именно это повлияло на выход компании на IPO. Но регулярные тренировки определенно влияют на общее физическое и духовное состояние, учат ставить цели и преодолевать длинные дистанции», – резюмирует Богдан.