Набиуллина сообщила о возвращении банковского сектора «в форму»

По ее словам, сейчас важна не только прибыль «здесь и сейчас», но и доверие на рынке
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Российский банковский сектор вернулся в хорошую форму и теперь пришло время думать о его развитии, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на конференции «Фокус на клиента».

«Банки вернулись в хорошую форму, пора думать о развитии», – сказала Набиуллина. По ее словам, сейчас важна не только прибыль «здесь и сейчас», но и создание доверия на рынке вместе с долгосрочной лояльностью потребителей.

Сейчас финансовый рынок «уходит в цифру», а удобные сервисы становятся «качественной характеристикой для нашего финансового сектора», отметила глава регулятора. При этом ситуация «далеко не идеальная», поскольку в ЦБ фиксируют жалобы на продажи инвестиционных продуктов «с непонятными характеристиками», навязывание услуг и др.

Днем ранее президент России Владимир Путин заявил на встрече с председателем правления банка ВТБ Андреем Костиным, что банковская сфера России смогла преодолеть все сложности, которые создаются извне. Костин уточнил, что банковский сектор готовился к разному развитию ситуации, но экономика оказалась устойчивей, поэтому сегодня в стране наблюдается экономический рост.

Набиуллина на ежегодной встрече руководства регулятора с кредитными организациями в марте заявила, что во время кризиса банки обычно помогают клиентам и ведут себя очень ответственно, но острая фаза кризиса миновала, а у игроков появились новые неприемлемые практики. В качестве примера она приводила мисселинг (продажа одного финансового продукта под видом другого), рекламу кредитов по ставкам, которые доступны только при соблюдении «немыслимого ряда условий», и пр. Это уже не частные практики, уточняла Набиуллина, – ЦБ видит, что у некоторых банков они начинают расширяться.

В то же время за девять месяцев 2023 г. количество жалоб в ЦБ уменьшилось. Согласно статистике регулятора, граждане стали реже жаловаться на банки (меньше на 9,8%), в том числе на потребительское (на 6,8%) и ипотечное кредитование (на 20,5%). Уточнялось, что количество жалоб уменьшилось в основном за счет сокращения обращений по санкционным темам – примерно в восемь раз по сравнению с 2022 г.

Было зафиксировано меньше обращений, связанных с мисселингом (на 39,2%), в том числе по продуктам инвестиционного страхования жизни (на 35,4%). Отмечалось, что это произошло на фоне «массовых контрольных проверок Банка России». В 2022 г., как сообщала Набиуллина, общее количество жалоб на мисселинг также упало. Однако глава ЦБ предупреждала банки, что в регуляторе «не хотели бы бегать по рынку с дубинкой, которая у нас, конечно, есть».