Компании стали активнее подключать СБП для расчетов

Оплату таким способом принимает уже более четверти МСП страны
Андрей Гордеев / Ведомости

Российские предприятия активно подключают оплату через Систему быстрых платежей (СБП): за III квартал 2024 г. число таких организаций выросло на 13% и к октябрю превысило 2 млн, свидетельствует статистика Банка России. Из них 1,7 млн представляют малый и средний бизнес (МСП), что составляет более четверти всех МСП страны.

СБП привлекает компании низкими тарифами на транзакции, которые не превышают 0,7% против 3-5% при оплате товаров банковской картой. У бизнеса есть возможность принимать оплату через QR-код без терминала и карты клиента. Достаточно, чтобы покупатель отсканировал код в приложении банка и подтвердил перевод. Среди других преимуществ системы для бизнеса – упрощение бухгалтерского учета, бесплатное подключение к системе и защита данных по банковским протоколам шифрования.

Количество и сумма покупок товаров и услуг, совершенных с использованием СБП, увеличились на 15% по сравнению с предыдущим кварталом – почти 1 млрд транзакций на 1,73 трлн руб. Год к году эти показатели выросли в 2 раза. Средний чек по операциям составил 1800 руб.

Всего в III квартале через СБП проведено 3,6 млрд операций на сумму 19,8 трлн руб., что выше показателей аналогичного периода 2023 г. в 2 раза. Доля покупок товаров и услуг в общем количестве операций составила 27%, основная часть – 17,7 трлн руб. – приходится на переводы по номеру телефона.

Возросли в III квартале и переводы юридических лиц гражданам и их объемы в 3 и 5 раз соответственно – до 36 млн транзакций на сумму 365 млрд руб. Например, это могли быть страховые выплаты, выплаты от брокеров и проч. Средняя сумма перевода составила 10 100 руб.

Популярность СБП среди населения также растет: 40% граждан, по данным ЦБ, предпочитают этот способ оплаты, а количество покупок через СБП достигает почти 11 млн в день. В среднем, подсчитали в Банке России, один россиянин совершил 26 переводов и оплатил через СБП 15 покупок за эти три месяца против 17 и 10 годом ранее соответственно. При том что в этом случае кэшбек или бонусы от своего банка покупатели не получают.

Сейчас ЦБ развивает также проект универсального QR-кода для СБП, который может стать обязательным для всех банков и предприятий. В июне Центробанк запустил пилотный проект с участием более 20 банков, включая ВТБ, Совкомбанк и банк Дом.РФ. За июль и август универсальный QR-код использовали более 1,5 млн раз. А в сентябре на банковском форуме глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила о планах сделать универсальный QR-код обязательным на всех кассах, что по задумке должно упростить процесс платежей для бизнеса и клиентов.