Летом россияне вернулись к отложенным в марте покупкам
Также спрос подстегнули учебный год, бархатный сезон и азартные игрыВесной этого года россияне перешли с потребительской модели поведения на сберегательную, отложив крупные покупки и сконцентрировав свои сбережения на вкладах с рекордно высокими ставками, рассказал «Ведомостям» представитель ВТБ. В первой декаде марта максимальная процентная ставка в 10 крупнейших кредитных организациях составляла 20,51%, следует из данных Центробанка. По наблюдениям ВТБ, чаще всего банковские клиенты ставили на паузу траты на отпуск, покупку электроники и бытовой техники, а также ремонт жилья и покупку мебели. Летом потребительская активность начала постепенно восстанавливаться, говорит представитель ВТБ: почти 30% клиентов, отложивших крупную покупку, в июне уже вернулись к запланированным ранее расходам.
В августе российские банки выдали розничных кредитов на 1,1 трлн руб., подсчитали аналитики Frank RG. Больше 1 трлн руб. в 2022 г. банки смогли выдать лишь в феврале – тогда объем выданных кредитов составил 1,095 трлн руб. Самый большой вклад в выдачи принесли кредиты наличными: в августе 2022 г. банки выдали россиянам 539 млрд руб. таких кредитов – на четверть больше, чем в июле.
Как брали кредиты
Проценты по потребительским кредитам к концу лета почти максимально приблизились к значениям февраля, говорит заместитель генерального директора финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Грибков: в августе средняя ставка на кредиты до 300 000 руб. на три года снизилась до 22,8% против февральских 19,7%. Это подстегнуло клиентов более активно брать кредиты, делает вывод эксперт, сыграли также ежегодные сезонные факторы, в частности приближение нового учебного года. Количество заявок на получение потребкредитов в последние недели августа выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом июля, говорит Грибков. По его словам, интерес к вкладам начал снижаться, что привело к увеличению спроса на альтернативные размещения, в частности на накопительное страхование жизни.
Летом 2022 г. по сравнению с этим же периодом прошлого года у клиентов МКБ выросло количество оформленных кредитов, но незначительно, сказал представитель банка: динамика составила чуть более 1%. Наиболее часто граждане брали кредиты в августе, сказал представитель банка и объяснил это подготовкой к учебному году, а также к отпускам в бархатный сезон.
По данным CRM-аналитики Альфа-банка, на высоком уровне все лето сохранялся спрос на кредитные карты, которые пользуются популярностью у молодежи. Спрос на кредиты наличными и ипотеку был ниже в период высоких значений ключевой ставки (март – апрель), а летом заметно вырос, говорит руководитель департамента развития клиентской базы Альфа-банка Андрей Кутовой. По его словам, сейчас в банке выдачи наличных и ипотечных кредитов сохраняются на стабильно высоком уровне благодаря низкой ставке и быстрому реагированию на снижение ключевой ставки.
12% участников опроса, проведенного среди клиентов BNPL–сервиса «Долями», оформили кредит в марте – июле. Заемные средства, по словам представителя банка, потребовались в основном для оплаты ремонта жилья (15%), путешествий (14%), а также для ремонта или покупки автомобиля (14,5%). Более половины респондентов (67%) отметили, что не готовы в ближайшие 2–3 месяца брать кредит. В основном это молодые люди в возрасте 25–34 лет, отмечает представитель банка: более половины опрошенных, не планирующих прибегать к заемным средствам (52%), – это женщины.
Как тратили деньги
Весной был всплеск покупок, в том числе электроники (на 25% выше, чем летом), что обусловлено повышенным спросом, сезонными скидками, желанием людей приобрести технику впрок, обращает внимание Кутовой. Летом топ-список трат – это отели (рост трат в сравнении с весной на 37%), в целом путешествия (рост на 24%), полеты (рост на 21%) и траты на бензин (рост на 11%), подсчитали в Альфа-банке. Это можно объяснить поездками на длинные расстояния в отпускной период, объясняет Кутовой. Интересный тренд банкиры увидели в использовании кредитных и дебетовых карт, обращает внимание эксперт: при оплате отелей люди стали использовать кредитные карты чаще, чем весной (28%, рост на 5 п. п.). Такая же ситуация с оплатой ювелирных изделий (39%, рост на 7 п. п.), продуктов и сервисов, связанных с образованием (оба сегмента 37%, рост на 5 п. п.).
Более половины опрошенных клиентов BNPL–сервиса «Долями» за последние пять месяцев начали покупать более бюджетные альтернативы некоторых товаров или услуг. Альтернативу искали в таких категориях, как бытовая химия (51% опрошенных), одежда и обувь (49%), косметика и парфюмерия (24%), а также путешествия (17,6%). Треть респондентов отметили, что они использовали для оплаты каких-то покупок часть сбережений, отложенных на другие цели. В копилку залезли прежде всего те, кто решил отправиться в путешествие (22% опрошенных) и сделать ремонт (19%), говорят данные опроса. Около 38,7% респондентов в марте – июле вообще отказывались от некоторых расходов, говорит представитель BNPL–сервиса «Долями», чаще всего речь идет о тратах на путешествия (55%). 49% опрошенных решили отложить покупку крупной бытовой техники и электроники, 41% – автомобиля. Почти 46% участников опроса отказались от трат на развлечения (кино, рестораны, театры и т. д.).
По данным МКБ, с июня по август 2022 г. категории трат по картам россиян практически не изменились. Среди них в топе салоны красоты, аптеки, супермаркеты, розничные магазины товаров, расходы на автомобиль и транспорт, кафе и рестораны, магазины одежды и обуви, оплата ЖКХ, путешествия, спорт и расходы на связь. За три летних месяца текущего года объем расходов на салоны красоты и аптеки увеличился более чем в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года, обращает внимание представитель МКБ. По подсчетам банка, траты в супермаркетах выросли на 40%, в розничных магазинах – на 67%, на авто и транспорт – на 75%, на спорт – в 1,5 раза, а в кафе и рестораны россияне стали ходить на 22% чаще. Расходы клиентов в магазинах одежды упали на 47%, траты на связь снизились в 3 раза, оплата ЖКХ сократилась в 2 раза, а в путешествия люди стали отправляться в 4 раза реже.
От привычного отдыха за рубежом отказались 9% российских туристов, которые путешествовали за границу год назад, говорит представитель ВТБ. Основной мотив тех, кто в этом году только планирует отпуск, но не готов ехать за границу, – дороговизна таких путешествий, неудобства, связанные с логистикой или оплатой. При этом, по подсчетам ВТБ, 75% от общего числа опрошенных отпускников не отдыхали за рубежом ни в прошлом году, ни в этом. Летом почти две трети (62%) тех, кто открывал вклады в марте – апреле, после окончания их сроков снова намеревались разместить эти средства на вкладах, говорит статистика ВТБ. 17% планировали вложить накопленные деньги в недвижимость – в покупку квартиры, дома или участка или первый взнос по ипотеке. Столько же респондентов, по данным ВТБ, собирались потратить свободные средства на другие крупные покупки, текущие расходы или отпуск.
Клиенты Росбанка снизили активность в части путешествий в марте – мае 2022 г. относительно прошлого года. Летом ситуация стабилизировалась и мало отличается от 2021 г., говорит директор департамента аналитического менеджмента и развития отношений с клиентами Росбанка Екатерина Алиева: чуть меньше спрос на авиабилеты, но ощутимый рост спроса на ж/д билеты и турагентства. Средний чек при этом в каждой категории вырос в среднем на 20%.
В Росбанке видят падение летом на 30% в категории «ремонт и электроника», но тем не менее рост общего спроса на товары для дома составил 20%. С точки зрения трат «на себя» большая часть клиентов сократили расходы на одежду и обувь, а также на спорт (-30% в каждой категории), при этом рестораны/кафе остались на прежнем уровне и частота походов увеличилась на 6%, говорит Алиева. Она также отмечает рост интереса к азартным играм: количество таких клиентов увеличилось на 80%. По подсчетам банка, в 2021 г. было порядка 30 000 транзакций в этой категории, а в 2022 г. их уже более 55 000. Сильное падение наблюдается в оплате геймерских товаров: в 2021 г. этим сегментом пользовалось 15 000 клиентов, в 2022 г. – только 4500. Количество транзакций упало с 50 000 в месяц в 2021 г. до 17 000 в месяц в 2022 г.
«Отдельно стоит отметить траты на цветы: количество клиентов, которые покупают цветы, и частота транзакций не поменялись, но средний чек вырос на 18% до 1300 руб.», – добавила Алиева.