Олег Тиньков продал «Сравни.ру»
Его доля в финансовом супермаркете досталась давним партнерам по бизнесуОлег Тиньков продал свою долю в финансовом маркетплейсе «Сравни.ру» фондам Baring Vostok и Goldman Sachs – своим партнерам по «Тинькофф кредитные системы» и Tinkoff Digital. Об этом сообщили «Ведомостям» в «Сравни.ру». По данным ЕГРЮЛа, Tinkoff Digital вышла из числа акционеров кипрской компании «Сравни холдинг лимитед», которой принадлежит маркетплейс. Сумма сделки и доли акционеров до и после смены владельцев не раскрываются.
Тиньков и Goldman Sachs как акционеры Tinkoff Digital вошли в бизнес Альберта Попкова, создавшего «Сравни.ру», в декабре 2014 г. Сервис тогда оценивался в $5 млн. Baring Vostok вошел в капитал чуть позже. «Мы рады тому, что нашими акционерами продолжают оставаться опытные инвесторы в технологический сектор с глобальной экспертизой. Baring Vostok и Goldman Sachs помогли вырасти таким компаниям, как «Яндекс», «Озон», Avito, hh.ru», – говорит генеральный директор «Сравни.ру» Сергей Леонидов. «Сравни.ру» уже много лет показывает впечатляющие темпы роста, и мы видим большой потенциал в компании», – прокомментировал представитель Baring Vostok увеличение доли фонда в финансовом супермаркете.
За годы участия Олега Тинькова и фондов в проекте выручка компании, по данным «СПАРК-Интерфакса», выросла в 15 раз – с 75,9 млн в 2015 г. до 1,15 млрд руб. в 2019 г. Однако первые годы после входа Тинькова с партнерами в «Сравни.ру» не были для компании удачными – 2015, 2016 и 2017 гг. она заканчивала в минусе (9,34 млн руб. чистого убытка – в 2015 г., 19 млн – в 2016 г., 1,6 млн – в 2017 г.). С 2018 г. компания стала безубыточной, получив в том году прибыль в 50 млн руб. В 2019 г. показатель упал в 7 раз – до 6,94 млн руб., тем не менее компания остается в плюсе.
Комментируя выход из бизнеса, который наконец стал прибыльным, эксперты обращают внимание на то, что «Сравни.ру» по изначальному замыслу должен был стать частью масштабного проекта Tinkoff Digital, который впоследствии не оправдал надежд. «Сейчас мало кто помнит, что в свое время на базе этого бизнеса Олег Тиньков собирался выстраивать холдинг активов, связанных с цифровыми технологиями, – напоминает управляющий директор инвестиционной компании A Partners Алексей Соловьев. – Но проект, что называется, не полетел».
Также, по мнению экспертов, он был нужен бизнесмену для продвижения собственного страхового бизнеса: в апреле 2014 г. был запущен сайт «Тинькофф онлайн страхование», а «Сравни.ру» давно и активно работает на этом поле. И в этой сфере компания добилась успехов, благодаря чему сохраняет привлекательность для оставшихся акционеров.
По данным международной исследовательской компании Ipsos, «Сравни.ру» сейчас самая большая площадка в России по продаже ОСАГО (около 1 млн полисов в год, по оценке самого сервиса «Сравни.ру»). Число посетителей сайта sravni.ru, через который можно приобрести разнообразные финансовые услуги от различных компаний, превышает 8 млн человек в месяц. В последнее время «Сравни.ру» является участником масштабного проекта Банка России по созданию финансового маркетплейса, о начале работы которого было объявлено 15 октября.
«Это хороший растущий проект, перспективный и инвестиционно привлекательный. Не думаю, что были сильные синергетические эффекты между Tinkoff Digital и «Сравни.ру», поэтому выход такого инвестора вряд ли отрицательно повлияет на бизнес», – считает Соловьев. Он допускает, что сделка была завершена именно сейчас, поскольку Tinkoff Digital сворачивает свою деятельность на рынке. «Во всяком случае, компания давно не делает заметных движений, которые бы говорили о ее развитии», – уточнил эксперт.
«Я не думаю, что для Тинькова продажа акций «Сравни.ру» – это сделка, которая сможет существенно увеличить его состояние, – отмечает Влад Тропко, управляющий директор венчурного фонда Digital Horizon. – По моей информации, Тиньков уже несколько лет перестал быть активным венчурным инвестором в России, поэтому, видимо, он посчитал интересным сделанное его партнерами предложение». Что касается Baring Vostok и Goldman Sachs, то у них длинный горизонт планирования и часть их стратегии – докупать пакеты, если они видят потенциал роста бизнеса, пояснил Тропко. «Большую часть доходности они получают на начальных инвестициях, но, если видят потенциал, не упускают дополнительные возможности», – отмечает эксперт.
Эксперты сходятся в том, что продажа «Сравни.ру» никак не связана с переговорами между TCS и «Яндексом». «Когда мы говорим, что из «Сравни.ру» вышел Тиньков, нужно понимать, что речь идет о Tinkoff Digital, поэтому сделка не имеет ничего общего с историей продажи бизнеса «Яндексу», за которой мы с интересом наблюдали последний месяц», – уточнил Соловьев.