«Медведи» захватили фондовые рынки

«Мы наблюдаем, как из-за крошечного микроорганизма лопаются все возможные пузыри»
Zuma / TASS
Zuma / TASS

Фондовые рынки США открылись в четверг падением примерно на 8%, что спровоцировало автоматическую остановку торгов на 15 минут, которая происходит при снижении на 7%. Европейские индексы к 17.30 мск падали на 9–10%. Панъевропейский Stoxx 600 терял почти 10%, демонстрируя худшую дневную динамику в своей истории.

«Мы живем во время глобальной пандемии, посреди войны на нефтяном рынке, когда корпоративные долги достигли рекордных уровней в истории, а у самых влиятельных центробанков мира практически не осталось средств для борьбы с кризисом. Мы наблюдаем, как из-за крошечного микроорганизма лопаются все возможные пузыри, – пишут Кристофер Версаче и Ленор Элле Хокинс, директор по инвестициям и стратег по макроэкономике Tematica Research на nasdaq.com. – Вряд ли мы нащупаем дно [на рынках], пока не появятся свидетельства, что мир по крайней мере может добиться замедления процесса заражения. До этого момента будет невозможно оценить масштаб экономического ущерба, а рынки не любят столь высокой неопределенности».

В среду президент Дональд Трамп в телеобращении объявил о запрете на въезд людей и доставку товаров из Европы в США на месяц. Трамп также назвал COVID-19 «иностранным вирусом», ничего не сказал о проблемах в борьбе с ним в США и не представил серьезных мер помощи населению и экономике, на которые надеялись инвесторы и бизнес. Индекс S&P 500, снижавшийся в начале 10-минутного выступления Трампа на 0,8%, к его концу падал уже на 2%. По данным министерства транспорта США, Европа – главный регион для американских туристов, за год по конец июня 2019 г. ее посетили 72,4 млн человек.

Впоследствии Белый дом пояснил, что ограничение не распространяется на торговлю, в случае же с людьми въезд будет закрыт для иностранцев, посещавших 26 стран шенгенского соглашения в последние 14 дней. Тем не менее торги завершились падением индексов на 4–6%, и Dow Jones ушел на «медвежью» территорию, снизившись с февральского пика на 20,3%. S&P удержался на краю, потеряв с максимума 19%.

Но в четверг «медведи» полностью завладели мировыми рынками. Глобальный индекс MSCI All-Country World показывал снижение на 20% с максимума уже в начале дня, впоследствии его падение только усилилось. Акции ведущих американских авиакомпаний упали в начале торгов в четверг на 11–17%, европейские теряли 9–11%, «Аэрофлот» подешевел более чем на 8%.

«Рынки попросту не знают, какими будут дальнейшие шаги в связи с распространением вируса. Мировая экономика просядет в I и II кварталах, и никакой фискальный стимул не поможет этого избежать», – цитирует The Wall Street Journal Эдварда Парка, заместителя директора по инвестициям Brooks Macdonald.

«Мы пересматриваем… все», – написали в отчете аналитики UBS, имея в виду экономические показатели для 28 стран и прогнозы по основным рынкам активов. По их оценке, мировой ВВП вырастет в 2020 г. на 2,3% (прошлый прогноз – 2,9%), а в восьми странах будет рецессия. Аналитики подготовили и более пессимистичные сценарии. Если число заболевших вырастет в 1000 раз, мировой ВВП прибавит лишь 1,6% (спад будет в 16 из 28 стран), а в случае масштабной мировой пандемии рост составит лишь 0,8% (спад в 18 странах).

Биржи готовятся

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) готовится при необходимости закрыть торговый зал и переключиться на резервные системы электронной торговли. Живые трейдеры, совершающие операции в зале, уже не играют такой важной роли, как раньше, однако все-таки выполняют ряд важных функций. Например, маркетмейкеры участвуют в аукционах на закрытии торгов, помогая определять итоговую цену для тысяч торгующихся на NYSE акций. Если торговый зал будет закрыт из-за коронавируса, маркетмейкеры будут работать удаленно, но, даже если они не смогут этого делать, биржа сможет провести аукционы и без них, пишет The Wall Street Journal. В среду крупнейшая биржа производных инструментов CME Group сообщила, что закроет свой торговый зал в Чикаго в качестве профилактической меры.

Цена нефти Brent упала на 6,4% до $33,5, WTI – на 5,3% до $31,2% за баррель. О грозящих мировой экономике проблемах наглядно свидетельствуют данные из Китая. Продажи автомобилей там сократились в феврале на 79,1% в годовом исчислении до 310 000 штук. Поскольку многие китайские производители в феврале не работали, автокомпании в разных странах мира уже предупредили о возможных сложностях в связи с нехваткой запчастей. Проблемы автосектора отразились на рынке палладия, который используется в каталитических конвертерах и из-за нехватки предложения подорожал до более чем $2800 за тройскую унцию 28 февраля. В четверг палладий стоил уже менее $2000, а акции «Норникеля», крупнейшего производителя палладия в мире, дешевели в ходе торгов более чем на 10%. 

Около 80% спроса на палладий (мировое потребление составляет около 11 млн унций в год) формируется со стороны автомобильной промышленности – палладий в основном используется при производстве катализаторов для бензиновых двигателей, говорит вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев. Резкое снижение продаж автомобилей в январе-феврале 2020 г. (продажи автомобилей в Китае упали на 80% в феврале) и ухудшившийся прогноз по автомобильному рынку на 2020 г. на фоне возрастающих рисков глобальной рецессии из-за коронавируса привели к коррекции цен на палладий. Ранее прогнозируемый дефицит палладия в размере 0,8–1,5 млн унций скорее всего не реализуется, если ситуация в глобальном автопроме не улучшится, подчеркивает Перевезенцев. Цены на палладий росли с 2016 г. из-за ужесточения экологических требований к автомобилям и перехода на бензиновые двигатели после «дизельгейта», случившегося в 2015 г. С тех пор он подорожал почти в 4 раза. Крупнейшие авторынки – Китай, США и Япония. На их долю в 2019 г. пришлось почти 50% продаж новых легковых автомобилей в мире, по данным OICA. 

Падение цен на нефть привело к падению цен на все сырье, включая драгоценные металлы, которые из-за распространения коронавируса, в отличие от промышленных металлов (медь, никель, алюминий), напротив, до этого реагировали ростом, говорит старший директор АКРА Максим Худалов. Золото с 9 марта подешевело на 4% (до 1613,2 $/унция), платина – на 5,9% (811,9 $/унция) и серебро – на 5,3% (до 16 $/унция). «Сейчас инвесторы предпочитают гособлигации США, которые считаются безрисковыми. Даже несмотря на их низкий уровень доходности, который с учетом инфляции, вероятнее всего, окажется отрицательным», – отмечает эксперт.

Но падение цен на золото продлится недолго, ожидают эксперты. Возможно, тенденция сохранится в течение месяца, пока так или иначе не стабилизируется ситуация на нефтяном рынке, говорит Худалов. Аналитик Raiffaisenbank Ирина Ализаровская пока не ожидает дальнейшего снижения цен на этот драгметалл: нынешнее небольшое снижение – это результат панической реакции инвесторов, уверена она, более долгосрочной тенденцией это не станет. «Золото – не сырьевой актив. Цена на него формируется финансовым, а не промышленным спросом, поэтому в ситуации нестабильного рынка инвесторам, по сути, больше некуда идти, кроме как в золото», – уверена она. Низкие, даже отрицательные, процентные ставки по большой части финансовых активов будут продолжать привлекать финансовых инвесторов в золото как в защитный актив, заключает Перевезенцев. 

В периоды рыночной турбулентности золото приобретает особое значение как фактор сохранения стабильности, говорит представитель Polymetal (один из крупнейших производителей золота в России). Компания не видит фундаментальных причин для снижения доверия инвесторов к этому металлу – наоборот, не исключает еще больший интерес к нему, если ситуация не стабилизируется, добавляет он. Собеседник «Ведомостей» в одном из крупных производителей драгоценных металлов также пояснил, что в ситуации одномоментной паники многим инвесторам требуется ликвидность, так как клиенты начинают выводить средства. Поэтому приходится продавать даже золото.