Фондовый индекс Dow Jones закончил 11-летний бычий тренд
А речь Трампа о запрете на въезд из Европы напугала инвесторов еще большеСамый длительный период роста индекса Dow Jones Industrial Average в истории США закончился. «Быки» едва успели отпраздновать 11-летие этого роста: начав расти 9 марта 2009 г. после обвала во время мирового финансового кризиса, индекс ушел на «медвежью» территорию 11 марта 2020 г. С пика 29 551,42 пункта, достигнутого 12 февраля, Dow Jones упал на 20,3% до 23 553,22 пункта.
Снижение более чем на 20% традиционно считается началом медвежьего рынка. Индекс широкого рынка S&P 500 пока удержался около этой отметки: с исторического максимума 19 февраля он упал на 19%, потеряв около $5 трлн совокупной рыночной капитализации. Фьючерсы на Dow Jones и S&P 500 в четверг падают еще на 5%.
На «медвежью» территорию уходит и мировой фондовый рынок. В четверг индекс MSCI All-Country World снизился на 1,9%. Снижение с максимума 12 февраля до внутридневного минимума 12 марта составляет 20%.
В среду Dow Jones закрылся падением на 5,9%, чему способствовал обвал котировок Boeing на 18,2%. Компания страдает как от общеэкономических, так и от собственных проблем. Авиаперевозчики и власти многих стран ограничивают авиасообщение, а в среду президент США Дональд Трамп объявил, что на месяц «приостанавливает все поездки» из Европы (министерство внутренней безопасности затем, правда, уточнило, что запрет касается иностранцев, которые находились в Европе в последние 14 дней). Инвесторов также испугали сообщения о том, что Boeing до пятницы намерена полностью выбрать кредитную линию в размере $13,825 млрд и будет экономить денежные средства, отменив наем сотрудников, ограничив командировки и сверхурочную работу.
S&P 500 закрылся снижением на 4,9%.
В этот раз «медведи» с рекордной скоростью взяли верх над «быками». Dow Jones потерял 20% всего за 19 сессий, тогда как во время предыдущих падений на это уходило в среднем 136 торговых дней, по данным Dow Jones Market Data. Питер Тачман из Quattro M Securities, который уже 35 лет работает в торговом зале Нью-Йоркской фондовой биржи, в разговоре с The Wall Street Journal так описал настроения трейдеров, которым теперь приходится думать не только о потенциальных последствиях эпидемии коронавируса для экономики и корпоративных прибылей, но и о ее влиянии на их собственную жизнь: «Мы приучены справляться с адреналином, волнением, медвежьими и бычьими рынками. Работая с деньгами, эмоции оставляешь в стороне. Но когда дело касается здоровья, благосостояния и жизней людей, это в какой-то мере подрывает наш дух. Ощущение сейчас скорее, как после терактов 11 сентября, чем как во время финансового кризиса».
В среду Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса.
Масла в огонь в среду подлил Трамп, который, сообщив о карантине, в своей традиционной манере обвинил Европу в распространении коронавируса (назвав его «иностранным вирусом») и ничего не сказал о проблемах в борьбе с ним в США, где зафиксировано уже более 1300 случаев заражения и 38 смертей. Трамп, в частности, заявил, что «возможности для диагностики быстро расширяются день ото дня», тогда как специалисты бьют тревогу из-за задержек с забором анализов у потенциально инфицированных людей и нехватки диагностических комплектов.
Также Трамп, еще в понедельник обещавший объявить о мерах по поддержке экономики, предложил лишь временную отмену подоходного налога, о которой уже говорил ранее, оплату больничного для работников, получающих почасовую зарплату, и $50 млрд кредитов малому бизнесу. Но идея с подоходным налогом не нравится ни республиканцам, ни демократам. Она поможет прежде всего людям с высоким доходом, а не наиболее нуждающимся – пенсионерам и безработным, считает экономист ING Джеймс Найтли. Вскоре после выступления Трампа палата представителей, в которой демократы имеют большинство, представила более проработанный план помощи. Он включает бесплатную диагностику на коронавирус, оплату внеочередного отпуска, помощь в обеспечении продуктами питания и другие меры для рядовых американцев.
Участникам рынка выступление Трампа тоже не понравилось: S&P 500 снижался на 0,8%, когда президент начал говорить, и на 2% – когда он закончил.
«Критикуя Европу и не вводя более жесткие ограничения на передвижения в США, президент Трамп относится к [вирусу] COVID-19 как к европейской и азиатской проблеме. Понятно, что рынку это не нравится», – приводит Bloomberg мнение Стивена Иннса, стратега по мировому фондовому рынку AxiCorp. По его мнению, объявление о более активных мерах по предотвращению распространения вируса в США смягчило бы падение на рынках. Теперь же не желающие рисковать трейдеры считают, что конца эпидемии не видно, и «жмут кнопку «продавать», полагая, что в своей реакции на нее правительство США сильно отстает», сказал Иннс.
В среду фискальные и монетарные власти Великобритании объявили о мерах по поддержке экономики, с обещанием бюджетной помощи выступила и канцлер Германии Ангела Меркель. Но фондовый рынок пока не готов верить заявлениям о стимулирующих мерах, потому что новости о распространении вируса становятся все хуже и хуже, считает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. В четверг японский индекс Nikkei упал на 4,4%, австралийский S&P/ASX 200 – на 7,4%, европейские индексы в начале торгов снизились примерно на 6%.
Накануне главный стратег Goldman Sachs по рынку акций США Дэвид Костин спрогнозировал, что фондовый рынок США упадет почти на 30%, прежде чем начнет быстро восстанавливаться ближе к концу года. Индекс S&P 500 снизится до 2450 пунктов в ближайшие три месяца, говорится в его отчете. На максимуме 19 февраля S&P 500 составлял 3386,15 пункта, а в среду закрылся на отметке 2741,38. Прибыль в расчете на акцию упадет у компаний из индекса в этом году на 5%, считают в Goldman Sachs. Но во втором полугодии влияние коронавируса начнет ослабевать, а фискального стимула – положительно сказываться на потребителях, полагает Костин: ускорится рост экономики и корпоративных прибылей, а S&P 500 к концу года поднимется до 3200 пунктов, заложив основу для нового бычьего тренда.