Что ждет фондовые рынки в 2020 году
Рост будет медленнее, чем в этом году, а развивающиеся страны могут обогнать СШАИндекс S&P 500 с начала года прибавил примерно 25% – к концу декабря может получиться самый сильный рост с 2013 г. Отчасти это произошло благодаря смягчению денежной политики ФРС США, надежды на которое помогли рынку восстановиться после 20%-ного обвала в IV квартале 2018 г., а также ожиданию прогресса в торговых переговорах Вашингтона и Пекина.
Многие аналитики уверены, что подъем продолжится и в 2020 г., но он окажется более скромным на фоне медленного роста мировой экономики, неопределенности в торговле и паузы, которую возьмут центробанки для оценки ситуации. Медианное значение уже опубликованных прогнозов указывает, что S&P 500 достигнет 3241 пункта к концу 2020 г., пишет The Wall Street Journal (WSJ). Это на 4,1% выше закрытия торгов 4 декабря (3112,8 пункта).
Один из самых оптимистичных прогнозов дает Credit Suisse – 3425 пунктов (+10% к 4 декабря). Аналитики банка ждут, что прибыли компаний будут расти и они продолжат выкупать свои акции. Стратег Credit Suisse Джонатан Голуб признается, что прежде советовал клиентам не покупать рискованные активы, но три снижения процентных ставок ФРС в этом году и стабилизация некоторых экономических показателей в последние месяцы заставили банк «изменить тон».
Аналитики UBS выступают пессимистами, считая, что S&P 500 может опуститься до 3000 пунктов к концу 2020 г. По мнению стратега UBS Франсуа Траана, снижение индекса «не подлежит обсуждению» на фоне уменьшения производственной активности и замедления экономики США. Правда, он давал один из самых пессимистичных прогнозов и на 2019 г., ожидая падения до 2550 пунктов.
Крупнейший в мире хедж-фонд Bridgewater и вовсе поставил около $1,5 млрд на падение индексов к марту, писала в конце ноября WSJ со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией. Bridgewater несколько месяцев приобретал опционы, которые позволят ему заработать, если S&P 500, либо Euro Stoxx 50, либо оба индекса упадут. Правда, не известно, по какой причине фонд поставил около 1% активов на падение, отмечала WSJ, – по словам некоторых клиентов фонда, возможно, он лишь хеджирует крупные позиции, открытые на фондовом рынке.
Негатив на рынках из-за замедления мировой экономики и торговых войн достиг пика в сентябре – октябре. В самом конце августа стоимость облигаций с отрицательной доходностью в мире достигла $17 трлн, а в сентябре, по данным Trade Alert, число опционов «пут», позволяющих заработать на падении S&P 500, достигло максимума более чем за четыре года. Уровень страха вновь послужил хорошим контриндикатором: в октябре S&P 500 вышел вверх из почти двухлетнего боковика, а доходности облигаций стали расти, стоимость бондов с отрицательной доходностью упала ниже $11 трлн.
Бывший «король облигаций» Билл Гросс сомневается, что рынки акций и облигаций снова сильно вырастут, поскольку эффект от фискального и денежного стимулирования в США сходит на нет. Кроме того, центробанки теперь более настороженно относятся к побочным эффектам от ультранизких ставок, отметил он в интервью Financial Times. По мнению Гросса, фондовые индексы США вряд ли вырастут, а их снижение может составить до 10%, доходность же 10-летних казначейских облигаций через год будет 1,75% (сейчас – 1,8%).
Президентские выборы в США могут привести к волатильности акций в секторе здравоохранения, считает Гросс. По его словам, политическая обстановка в стране «неустойчива», поскольку президент Дональд Трамп продолжает действовать «шизофренически» день за днем, а «демократы мечутся между центристскими и ультралиберальными кандидатами».
Morgan Stanley описал в отчете настроения инвесторов, с которыми в разных регионах общались его аналитики, представляя свой прогноз на 2020 г. И эксперты банка, и инвесторы в целом полагают, что период замедления мировой экономики заканчивается, и ожидают неплохого роста рынков акций за пределами США. «Лучшие ожидания от экономического роста и более дешевые акции за пределами США означают, что мы предпочитаем неамериканские акции американским», – пишут аналитики Morgan Stanley. С этим согласно большинство инвесторов, которые более положительно относятся к Азии и развивающимся рынкам, но многие также видят возможности для роста в Европе. «Большинство ожидают ограниченного роста S&P, но соглашаются, что расширение баланса центробанками может привести к росту выше справедливой стоимости», – отмечают в Morgan Stanley.
Низкая стоимость, высокие дивиденды и изменение отношения международных инвесторов должны поддержать российский рынок, отмечал 3 декабря на «Финансовом форуме России», организованном «Ведомостями», гендиректор Sova Capital Сергей Суханов: отношение капитализации к прогнозной прибыли на ближайшие 12 месяцев у него одно из самых низких в мире – 6,1, а дивидендная доходность – одна из самых высоких (7,8%).