Минфин и ЦБ вернутся к идее индивидуального пенсионного капитала

Но произойдет это не раньше чем через 5–6 лет
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Министерство финансов и Центральный банк не отказываются от идеи индивидуального пенсионного капитала (ИПК) – системы пенсионных накоплений, которую чиновники разрабатывали с 2016 г., но довести до воплощения так и не смогли. Вместо ИПК нынешней осенью гражданам предложили гарантированный пенсионный план (ГПП) – при его разработке использовались идеи ИПК, а начнет действовать система, как предполагается, в 2021 г.

«Мы не отказались от индивидуального пенсионного капитала, мы считаем, что это история нужная», – комментировал появление ГПП замминистра финансов Алексей Моисеев. «У нас не получилось сейчас реализовать ИПК, – выразил замминистра сожаление, – но было много полезных наработок, и нужно было уже предложить [какой-нибудь] продукт в части пенсионных накоплений». После серии дискуссий чиновники решили максимально быстро подготовить к реализации то, что уже сделано, объяснил он.

В Минэкономразвития на повестке дня стоит вопрос, надо ли продолжать заниматься составлением дорожной карты для ИПК, рассказал представитель министерства, но каковы аргументы за и против – сообщать не стал, разве что заверил, что Минэкономразвития участвует в обсуждении пенсионных накоплений на правительственном уровне.

О сроках появления ИПК мнения противоречивые. ЦБ считает, что пройдет два года, общественное настроение изменится и депутаты Госдумы станут более восприимчивы к таким радикальным финансовым новациям, рассказал Моисеев. «Наша официальная позиция: сейчас у нас нет никаких предпосылок говорить о том, что мы через пару лет можем вернуться к этой идее, – предупредил замминистра. – Если Госдума после выборов 2021 г. поменяет свое отношение к финансовому рынку и к рыночной экономике – а сейчас слово «рынок» у депутатов вызывает негативную реакцию – и если ГПП действительно хорошо пойдет, то мы сможем к обсуждению ИПК вернуться в 2021 г.». Но, по мнению Моисеева, вероятность этого крайне низка: проект отложен на дальнюю полку и будет хорошо, если удастся снова заняться им через 5–6 лет.

Представитель ЦБ сообщил, что проект ИПК заморожен на неопределенный срок и, когда возобновится работа над законодательным обеспечением ИПК, неизвестно. В Минтруде на запрос «Ведомостей» о сроках появления законопроекта об ИПК не ответили.

Содержательное отличие ИПК от ГПП сейчас только одно – это способ входа в программу: по умолчанию или нет, объясняет Моисеев. По умолчанию, конкретизирует он, когда работника автоматически подключают к программе пенсионных накоплений, а чтобы выйти из нее, он должен написать заявление. Участие в ГПП – дело полностью добровольное, продолжает замминистра: тут нужно как раз написать заявление через работодателя или на портале госуслуг, чтобы подключиться к программе, – об отчислении любой части дохода.

К ИПК граждан собирались подключать в соответствии со ст. 158 Гражданского кодекса («форма сделок»), где говорится, что молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, писал РБК. При такой форме подписки гражданин автоматически соглашается отчислять в негосударственные пенсионные фонды, где формируется накопительная часть пенсии, процент от своей зарплаты: от 0% в первый год подключения к ИПК и до 6% через пять лет.

Сейчас идут общественные обсуждения ГПП. Это система добровольных отчислений гражданином процента дохода в счет будущей пенсии. В софинансировании пенсии гражданина может поучаствовать и работодатель. И тех и других государство будет стимулировать налоговыми льготами.

Идея запустить в дополнение к ГПП еще и ИПК кажется несколько абсурдной – если это произойдет, в России станет четыре пенсионных столпа, разница в которых при текущей заморозке взносов в обязательное пенсионное страхование (ОПС) практически отсутствует, считает директор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Граждане окончательно запутаются, – не сомневается он. – Если правительство хочет, что совершенно справедливо, заставить людей копить самостоятельно, квазидобровольными или обязательными отчислениями, то, возможно, проще было бы прекратить замораживать взносы в ОПС, пусть хотя бы частично».