Как заработать на бесплатную мобильную связь в банке
Банки дарят минуты и гигабайты за оборот по картам, но их связь дорожеВсе больше российских банков, строя собственные экосистемы, обращается к мобильной связи. С 2017 г. такие услуги оказывают Сбербанк («Сбермобайл») и «Тинькофф банк» («Тинькофф мобайл»). В сентябре виртуальный мобильный оператор появился и у ВТБ – «ВТБ мобайл».
«Сервис становится выгодным и удобным при одновременном использовании оператора и банка», – объясняет гендиректор «ВТБ мобайла» Максим Шарков. «Тинькофф банк» и Сбербанк тоже готовы раздавать розничным клиентам телекоммуникационные «пряники» при оформлении сим-карт. Например, за месячный оборот по «Мультикарте» ВТБ свыше 5000 руб. банк оплатит абоненту базовый тариф (150 минут и 3 Гб) в размере 200 руб. Клиенты «Тинькофф банка», которые тратят более 10 000 руб., получат 600 минут бесплатно.
ВТБ позволяет оплачивать связь и дополнительные услуги своими «мультибонусами», а Сбербанк при оплате через мобильное приложение возвращает 10–30% бонусами «Спасибо». При покупках со смартфона через приложение «Сбермобайл» Сбербанк обещает кэшбэк – 0,7% от покупки, а «Тинькофф мобайл» – 1% (не более 3000 руб.).
Абонент может и не быть розничным клиентом банка, но это неудобно. Например, услуги «ВТБ мобайла» можно оплачивать картами других банков, но в банкоматах ВТБ. А работник колл-центра «Тинькофф мобайла» сообщил, что всем абонентам оформляется бесплатно виртуальная дебетовая карта с кэшбэком в «Тинькофф банке».
Телекоммуникационно-финансовый симбиоз может быть интересен клиентам и необременителен для банков, считает генеральный директор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: «Кэшбэк в виде условно бесплатных минут или интернета – посильная история. Средний чек на услуги связи в России – 300–400 руб. Такие деньги банки легко дарят и по обычным программам лояльности».
Ценовая стратегия
Тарифы у банковских операторов сопоставимы с классическими или дороже. Например, дискаунтер Tele2 предлагает за 200 руб. в месяц 200 минут и 2 Гб трафика. Базового тарифа дешевле 200 руб., который включал бы одновременно голосовую связь и интернет, у банков нет. Аналогичный пакет услуг будет стоить дороже. Например, у «Тинькофф мобайла» – 298 руб.
«Ведомости» решили сравнить, что предлагают банковские операторы и Tele2 (на его сетях работают MVNO банков) в Московском регионе за 400 руб. в месяц. Больше всего минут (500) – у «ВТБ мобайла» и Tele2, но у последнего на 5 Гб больше интернета. У «Сбермобайла» есть тариф за 349 руб. в месяц: 300 минут связи и 7 Гб. За 386 руб. у «Тинькофф мобайла» можно получить 200 минут и 5 Гб. Сотрудник колл-центра «Сбермобайла» рассказал, что абоненты платят даже за звонки на номера «Сбермобайла», у «ВТБ мобайла» и «Тинькофф мобайла» – только за звонки на номера других операторов.
У Tele2 не сгорают не использованные за месяц минуты и трафик, можно даже продать их другим абонентам. Ничего подобного нет у банковских MVNO, выяснили «Ведомости» в колл-центрах.
Кто звонит
Ядро аудитории «Сбермобайла» – люди 25–40 лет, но есть и предложения для студентов, людей старшего возраста и гостей страны, говорит представитель «Сбербмобайла». Представитель «Тинькофф мобайла» указывает на участников экосистемы банка – держателей карточных продуктов.
На форуме banki.ru пользователи рассказывают, почему выбрали банковское MVNO. Клиенты «Тинькофф мобайла» – из-за роуминга: исходящие и входящие вызовы по всей Европе стоят 11,9 руб. за минуту, 100 Мб – 149 руб. в день.
Другая причина – удобно для детей: легко пополнять их счет, зарабатывать бонусы и платить за телефон. У «Сбермобайла» самый дешевый тариф – 249 руб. в месяц, возвращать можно до 20% суммы. «Тинькофф мобайл» позволяет родителям запретить на детских телефонах голосовую связь и платить только за интернет, т. е. звонить в мессенджерах: 2 Гб у оператора стоят 199 руб., безлимитные мессенджеры – 49 руб. Это выгодно и взрослым, которые используют смартфон и планшет как навигатор.
Кому выгодно
«Сбермобайл» 15 октября сообщил, что подключил 0,5 млн абонентов, в июле было на 100 000 меньше, сообщал РБК. «Тинькофф мобайл» абонентскую базу не раскрывает, но заявляет, что к октябрю прошлого года она выросла в 5 раз. «ВТБ мобайл» до конца года работает в пилотном режиме, напоминает Шарков: «Говорить о количестве абонентов сможем только после тиражирования услуги на всю сеть банка».
По словам генерального директора Telecom Daily Дениса Кускова, база абонентов всех банковских MVNO на июнь 2019 г. – около 1 млн человек, до конца года она может вырасти до 1,4 млн. Всего же, по подсчетам Telecom Daily, в России в первом полугодии 2019 г. было 10 млн абонентов виртуальных операторов, до конца года их станет 11,5 млн.
Доля банковских MVNO на рынке невелика, но большая клиентская база и грамотные маркетинговые предложения обеспечивают прирост, констатирует Кусков.
«Это логичный шаг банков – подобно тому, как классические операторы осуществляют экспансию в сферу финансовых услуг», – соглашается Анкилов.
Активность абонентов генерирует большие данные, это колоссальные возможности для маркетинговых кампаний и продвижения финансовых продуктов, в том числе сложных, ипотеки и инвестиционных инструментов, считает управляющий по стратегическому маркетингу Промсвязьбанка Андрей Бархота. Кусков напоминает: используя своего оператора, банки экономят на sms-уведомлениях и рассылках.
Другие банки пока настороженно относятся к рынку связи. Управляющий директор департамента внедрения инноваций и изменений Росбанка Владимир Байдусов категоричен: «Росбанк следит за трендом, но пока на рынке нет настоящих историй успеха».
Руководитель дирекции обслуживания физлиц и малого бизнеса Райффайзенбанка Роман Зильбер отмечает, что связь – не самый популярный запрос у тех, кто приходит в банк: «Мы опрашивали клиентов, какая функциональность им нужна. Три самых популярных ответа: удобный перевод на карты физических лиц, выставление счетов и онлайн-бухгалтерия».
Банк «ФК Открытие» отказался от создания MVNO на этапе тестов. «На момент старта закрытого пилота на лояльных клиентах и сотрудниках в июле 2017 г. у команды банка было несколько бизнес-гипотез. Предполагалось, что собственный виртуальный оператор позволит предложить уникальный опыт клиентам в private- и premium-сегментах. Для них был разработан тариф, позволявший легко и комфортно общаться за рубежом. Также был разработан тариф для массового сегмента, который являлся дополнительным способом повысить лояльность и снизить отток клиентов», – вспоминает директор департамента IT-развития «Открытия» Олег Зайцевский. Возникали проблемы с качеством связи, продолжает он: была нестабильной, не поддерживала автоматическое переключение между сетями и средствами защиты трафика. «Создание полноценного виртуального оператора без посредников показалось нерентабельным, и было принято решение закрыть проект», – заключает он.