Виртуальный оператор Сбербанка набрал к весне 86 000 абонентов
За прошлый год его убыток составил 247,9 млн рублейВиртуальный мобильный оператор (MVNO) Сбербанка собрал абонентскую базу из 85 900 активных пользователей. Об этом говорится в презентации Сбербанка, представленной инвесторам в апреле 2019 г. Причем 93% сим-карт было продано через банковские каналы, гласит документ. Те же данные фигурируют в мартовской презентации Сбербанка. В более ранних презентациях этих данных нет. Показатель абонентской базы актуален на декабрь 2018 г., спорит представитель Сбербанка. Текущие данные он не раскрыл. С сентября 2017 г. по сентябрь 2018 г. подключение абонентов было ограничено несколькими точками продаж и пилотным проектом, а полноценный запуск оператора состоялся в сентябре 2018 г., аргументирует представитель госбанка.
«Сбермобайл» работает на сетях Tele2. Он начинал работу в Санкт-Петербурге в августе 2017 г. В январе 2018 г. оператор начал выдавать свои сим-карты в Москве. Выручка оператора за 2018 г. составила 362,4 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Чистый убыток оператора за период достиг 247,9 млн руб.
Это не единственный виртуальный оператор крупного банка. В декабре 2018 г. «Тинькофф банк» также на сетях Tele2 запустил оператора «Тинькофф мобайл». Активных пользователей «Тинькофф мобайла» в несколько раз больше, чем у «Сбермобайла», заявил представитель группы «Тинькофф». Точный показатель он не раскрыл. Ежемесячный прирост абонентской базы «Тинькофф мобайла» существенно превышает указанное в документах Сбербанка число пользователей, рассказывает он. Однако выручка «Тинькофф мобайла» за 2018 г. оказалась в 1,5 раза меньше, чем у конкурента: 239 млн руб., следовало из отчетности банка. Убыток оператора составил 1,1 млрд руб., из которых 254 млн руб. оператор потратил на привлечение клиентов, а еще 814 млн руб. составили административные и операционные расходы.
MVNO Сбербанка, как и его конкурентам, сложно переманить абонентов у традиционных операторов с исторически качественными услугами по лояльным ценам, объясняет гендиректор агентства «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. При этом большая четверка операторов продает свои услуги намного активнее, чем Сбербанк, для которого MVNO пока непрофильный бизнес, скептичен он. Абонентские базы операторов MVNO сейчас нельзя назвать внушительными, но они растут хорошими темпами, не соглашается коммерческий директор «Мегафона» Влад Вольфсон. Хотя, по его подсчетам, 80% MVNO в мире убыточны, а операционная маржа остальных в среднем близка к 6%. Вольфсон считает такую маржу «катастрофически» маленькой и непривлекательной для «Мегафона»: «По сути, это оборотный бизнес, проще заниматься покупкой и продажей сотовых телефонов».
К концу 2018 г. услугами виртуальных операторов пользовалось 7 млн россиян, подсчитывает Анкилов. По его словам, самая внушительная база (около 4,5 млн абонентов) у работающего на сетях «Мегафона» оператора Yota. База операторов, работающих на сетях Tele2, составляет 2 млн человек, из которых 1,3 млн абонентов приходится на проект «Ростелекома». Виртуальный оператор МГТС, использующий сети МТС, насчитывает 563 000 абонентов.