ЦБ и Минфин предлагают ввести мораторий на досрочную смену пенсионного фонда
Так они хотят защитить людей от потери доходаЦБ готовит законопроект, запрещающий людям досрочно менять пенсионный фонд, чтобы защитить их от потери инвестиционного дохода, рассказал зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Минфин, по словам замминистра Алексея Моисеева, идею поддерживает, мораторий может составить три года: «Не получилось у нас сделать цивилизованный рынок переходов, значит, пусть вообще не будет никаких переходов. Люди теряют кучу денег» (цитаты по «Интерфаксу»).
Сейчас сменить фонд без потери дохода можно раз в пять лет. По данным Счетной палаты, в 2015–2018 гг. россияне лишились так более 108 млрд руб. Генпрокуратура по поручению президента с августа проверяет, не занимались ли НПФ незаконным переводом накоплений.
У участников рынка были свои варианты решения проблемы. Ассоциация негосударственных пенсионных фондов предлагала приостановить до 2023 г. прием заявлений о досрочном переходе. Затем фонды предложили другой вариант – договориться между собой и не платить агентам, которые привлекли таких клиентов. Это «не ограничивало бы сознательного перехода», говорит представитель НПФ «Сафмар», но на такой вариант должны согласиться все фонды, а два крупных игрока его не поддержали. «В ситуации, когда два фонда не готовы идти на сотрудничество, предложение ЦБ – оптимальный вариант», – резюмирует он.
Накладывать на себя ограничения не захотели фонды Сбербанка и ВТБ, писал в июле «Коммерсантъ». Представитель ВТБ от комментариев отказался, представитель НПФ Сбербанка не ответил на запрос «Ведомостей». В августе запретить НПФ привлекать агентов для оформления досрочного перехода предложил Минтруд.
Проблему потери дохода при досрочной смене НПФ нужно решать, но вопрос – как будет прописан запрет, замечает первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Эрлик. Не ясно, идет ли речь о полном моратории или же клиент сможет написать заявление о переходе, но его накопления будут переведены в новый фонд «после фиксации дохода, т. е. по истечении пяти лет после того, как средства поступили к страховщику», рассуждает он.
ЦБ предложил более эффективный по сравнению с запретом на агентов вариант, но и более радикальный, считает директор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Есть клиенты, которые осознанно меняют страховщика, например показывающего отрицательную доходность, напоминает он: «Теперь же они вынуждены будут ждать три года, оставаясь его заложниками».